— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Павел Иванович ХАРИТОНЕНКО

Павел Иванович ХАРИТОНЕНКО

Павел Иванович ХАРИТОНЕНКО
1853-1914

Иван Харитоненко (1820-1891) – основатель мощнейшей в Российской империи династии сахаропромышленников – монополистов Левобережной Украины и юго-восточных земель. Павел Харитоненко (1853-1914) – достойный последователь отца и его единомышленник. Имея капитал и фундаментальное образование, укреплял благосостояние и славу своего рода, используя все прогрессивное в деле сахаропроизводства – новейшие технологии, оборудование, экспериментальные производства химического профиля, селекционное хозяйство. Благотворительность Ивана Харитоненко была направлена на застройку и упорядочение города Сумы. Жизнь его сына П.Харитоненко была тесно связана с Москвой. Там он собирал в своем особняке цвет столичных промышленников и интеллигенции. Духовная близость к общим направлениям искусства того времени помогло П.Харитоненко сделать свою усадьбу Натальевку мастерской, не уступающей Абрамцево и Талашкино. Деятельность Харитоненко-коллекционера началась в Москве. Его художественные вкусы отличались разносторонностью, как, впрочем, и искусство его времени, представленное различными направлениями: европейский импрессионизм и его отражение в отечественном искусстве, передвижники, модерн. Естественно, его культурническая деятельность не имела выразительно украинской национальной направленности, разворачивалась в русле общероссийской культуры.

Атмосфера творчества, гостеприимства привлекает в Натальевку А.Щусева, А.Савинова, С.Коненкова, А.Матвеева, здесь подолгу живут и работают братья В. и Н. Маковские, С.Виноградов. После смерти П.Харитоненко, на волне послереволюционной приподнятости, в усадьбе организован музей на базе частного собрания. В 30-е годы “малые музеи” переживали пору многочисленных реорганизаций – и Натальевское собрание было расформировано. Часть коллекции пополнила харьковские музеи (сначала – Государственную картинную галерею, в послевоенное время – Харьковский художественный музей).

В 1890-1900 гг. в Харькове жил и работал известный художник С.Виноградов. Наверное, бывал и он в Натальевке. По музейным преданиям, натюрморт “Сирень” написан ко дню рождения П.Харитоненко.

Новые направления в искусстве первого десятилетия отображены в “Золотой осени” С.Жуковского.

Как уже говорилось, частыми гостями Натальевки были братья Маковские – Владимир и Николай. Именно здесь написаны “Женский портрет” (1885) и “Портрет Бюссона”, воспитателя детей П.Харитоненко (1894 г.).

Кисти Николая Маковского принадлежит “Базар в Москве” (1884 г.) и “На реке” (1885 г.).

Ф.Малявин написал в усадьбе портрет хозяина с сыном (1911 г.).

Этюдом “В горах” (1884) презентован Г.Мясоедов. Многолетняя дружба связывала П.Харитоненко с выдающимся мастером М.Нестеровым. Его кисти принадлежит роспись Троицкого собора (1901-1914) в Сумах (шесть образов для иконостаса). Монументальное полотно “Тихие воды” (1912) относится к периоду активных творческих взаимоотношений этих незаурядных людей.

Из московских живописцев следует назвать И.Остроухова с его этюдом “Ранняя весна” (1900 г.).

Несколько в стороне от основных художественных вкусов хозяина усадьбы стоит имя В.Орловского – известного художника I пол. ХIХ в., представленного картиной “Тройка”.

И, наконец, жемчужины собрания П.Харитоненко – шедевры: портрет Н.Матвеевой(1909 г.) В.Сурикова, “Дворик” (1891 г.) В.Поленова, “Темный лес” (1890 г.) И.Шишкина.

Количественный и качественный состав коллекции дает основание сделать вывод: художественные вкусы ее владельца определял в основном Союз русских художников – объединение мастеров нач. ХХ в., поиски которых были близки П.Харитоненко по духу. Заметим, что существовала еще московская коллекция П.Харитоненко, которая попала в Государственную Третьяковскую галерею, а в музейные коллекции Харькова пришли произведения из Сумского художественного музея, среди которых, вероятно, немало полотен и из Натальевки. Но это тема уже другого исследования. Подводя же здесь черту, следует заметить, что произведения из коллекции П.Харитоненко и сегодня занимают одно из особых мест в экспозиции ХХМ.

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
ЭДУАР ВЮЙЯР
ЭДУАР ВЮЙЯР

ВЮЙЯР, (ЖАН) ЭДУАР (Vuillard, Jean-Edouard) Французский художник родился 11 ноября 1868 года в местечке Кюизо

Как картина облагораживает пространство
Как картина облагораживает пространство

Искусство во всех его проявлениях представляет собой необходимую сферу жизненного цикла, способную открыть перед человеком

Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика