— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Пейзаж в «наивном искусстве»: наивные картины художники

14.01.2014

Пейзаж в «наивном искусстве»: наивные картины художники

«Наивным искусством» называют произведения, созданные художниками-непрофессионалами, не имеющими академического образования и, собственно, не особенно желающими его получать. В соответствии со своим уровнем мастерства и вкусовыми предпочтениями представители «наивного искусства» формируют жанровые и стилевые особенности своего творчества. Существенное место в творчестве «наивных» художников занимают пейзажи, картины с изображениями природы.

Иногда наивное искусство отождествляют с примитивизмом, однако это не совсем корректно. Примитивизм – это творчество профессиональных мастеров, нарочито стилизованное под детские или вообще непрофессиональные рисунки. Это могут быть, в частности, иллюстрации в детских книжках, цветные картинки – пейзажи или сюжетные сцены.

В этом, как ни странно, профессиональный примитивизм «непрофессионален»: художники относятся к такому стилю слишком прямолинейно – рисунки, пейзажи, изображения сказочных героев призваны копировать детское творчество или отражать детское восприятие, все формы и цвета имеют однозначное толкование и лишены какого-либо нестандартного художественного смысла (хотя, разумеется, бывают в этом стиле и исключения). А представители «наивного искусства» подходят к выбору форм и цветов с совсем другими целями и убеждениями.

Пейзаж в «наивном искусстве»: наивные картины художники

Характерна в этом плане история, произошедшая с советской и российской «наивной» художницей Катей Медведевой. Изобразительным искусством она начала заниматься уже почти в пожилом возрасте. Однако достаточно быстро добилась известности, в том числе за рубежом. И вот некоторые её картины были предоставлены французскому художнику Марку Шагалу. Он очень изумился и восхитился. Его словами были: «Эта женщина любит цвет точно так же, как и я».

Катя Медведева (под таким «псевдонимом» стала известна эта талантливая старушка) была не единственной «наивной» художницей, заслужившей широкое признание. Это очень любопытный факт – произведения «наивных» мастеров обладают большой популярностью у коллекционеров и любителей искусства. Отсутствие профессиональной подготовки в некотором смысле идёт им на пользу: они не скованы академическими стереотипами и поэтому разрабатывают собственную трактовку элементов изображения, вследствие чего картины становятся поистине оригинальными. «Наивные» художники всецело руководствуются собственным художественным чутьём.

Свободу и находчивость они демонстрируют и в выборе основы и изобразительных средств: так, глава хорватского «наивного» движения Иван Генералич писал свои произведения вначале на фанере, а затем на стекле, и последние способствовали его мировому признанию. В общем, в изобразительном искусстве «наивные» художники делают то же самое, что и любители во многих других областях человеческой деятельности: идя своим путём, они подчас совершают по-настоящему революционные открытия, которые затем начинают использоваться и профессиональными деятелями.

Почему такой выбор жанра?

Пожалуй, центральное место в «наивных» произведениях занимает пейзаж. Картин других жанров существенно меньше. Почему же художники-непрофессионалы концентрируются именно на пейзаже?

  • Прежде всего – из соображений мастерства. Изобразить растительность, рельеф местности, водоём, восход солнца значительно проще, чем, скажем, человека (даже в «примитивном» виде). Как мы помним, сильные мучения преследовали Винсента ван Гога, когда он столкнулся со своим неумением изображать человеческую фигуру.
  • Однако не стоит думать, что только из-за ограниченности в профессиональном образовании наивные художники выбирают пейзаж. Пейзаж – отличный способ изобразить мир своей мечты, воплотить свои фантазии, сны, опасения и тревоги. Недаром о картинах Генералича на стекле, изображающих огромного размера фантастические цветы, критики говорили, что эти произведения – изображения «потерянного рая».
  • Пейзаж максимально полным образом реализует «цветовые» устремления наивных художников. Вернёмся опять к словам Марка Шагала, восхитившегося работами Кати Медведевой. Цвет в произведениях наивных художников непременно превалирует над формой. Причём цветовая гамма часто оказывается фантастической: художники выбирают какие-то определённые цвета совершенно сознательно, а не из-за недостатка знаний о роли цвета в изобразительном искусстве. Обычно представители наивного искусства отдают предпочтение цветам светлым, радостным, позитивным, а также необычным.
  • Пейзаж может простить художнику определённые условности и упрощения, позволяющие ему сделать акцент на каких-то иных сторонах действительности. В случае с человеческим портретом такой номер чаще всего не проходит: картина воспринимается слишком уж несерьёзно.
  • Наконец, немало картин наивных художников можно охарактеризовать как, если можно так выразиться, «обратный абстракционизм»: такие картины навеяны рассматриванием какого-нибудь пятна или кляксы, или морозного узора на окне. При «осмыслении» этих изображений чаще всего возникают ассоциации именно с пейзажем, который и воплощается на полотне. Абстрактная, ничего не значащая клякса обретает конкретные формы.

Социальная сущность наивного искусства

Наивное искусство возникло тогда, когда потребителями и создателями произведений искусства стали всё больше выступать представители неаристократических сословий и классов. Это было своеобразным способом восстановить социальную справедливость: сложилось убеждение, что истинно талантливые художники рождаются в любом сословии, и право зваться художником заслуживает всякий, кто имеет талант и острую потребность в самовыражении.

Представители наивного искусства обычно происходили из крестьян и городских низов. Один из самых известных наивных художников XIX века, француз Анри Руссо, был прозван Таможенником, так как основным его занятием была работа на таможне.

Видео: Наивная живопись. Как нарисовать картину акриловыми красками

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
ЭДУАР ВЮЙЯР
ЭДУАР ВЮЙЯР

ВЮЙЯР, (ЖАН) ЭДУАР (Vuillard, Jean-Edouard) Французский художник родился 11 ноября 1868 года в местечке Кюизо

Как картина облагораживает пространство
Как картина облагораживает пространство

Искусство во всех его проявлениях представляет собой необходимую сферу жизненного цикла, способную открыть перед человеком

Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика