Для нашей «великой северной страны» зимний пейзаж – всегда актуальная тема живописных произведений. А в этом году, когда рекордные, по словам синоптиков, морозы и снегопады охватили южные регионы страны (особенно Краснодарский край), актуальность зимние пейзажи приобретают и здесь.
Обычному человеку зима представляется чаще всего в пасмурных, хмурых и грустных тонах. Представьте только – голые чёрные силуэты деревьев, с которых давным-давно облетела листва, трескучий мороз, бледное небо. Пространство вокруг едва ли не монохромное снежный покров и небо белые, деревья и земля чёрные…
Но та же зима в глазах художника приобретает совсем иную расцветку. То, что нам кажется просто белым, для художника имеет разнообразный, переливчатый колорит. Какова же она, русская зима? Картины маслом, написанные знаменитыми мастерами, попытаются ответить на этот вопрос.
Н. С. Крылов, «Русская зима», 1827
Никифор Степанович Крылов – один из первых русских мастеров пейзажа, ученик Венецианова. Об этом художнике нынешняя широкая публика мало что знает, немного сохранилось и его картин. Между тем «Русская зима», написанная молодым Крыловым всего за один месяц, произвела в Петербурге сильное впечатление при первом показе. Художник «поймал» состояние природы в ту пору, когда происходило создание картины, и не просто зарисовал внешний вид зимнего пейзажа и его чисто внешнюю красоту, но особым образом одухотворил изображённое. Русская зима на картине Крылова чистая и спокойная. На дворе ясно, и солнце освещает заснеженное пространство, так что крестьяне, лошадь, деревья и рельеф местности отбрасывают на белый снег чёткие тени. Крестьяне занимаются своими повседневными делами: молодой мужик ведёт под уздцы лошадь, две бабы встретились по дороге на прорубь, куда они идут полоскать бельё, ещё одна крестьянка идёт с двумя вёдрами на коромысле. На снежном фоне предметы и люди хорошо и чётко вырисовываются.
Создавая свою картину, Крылов чётко следовал правилу своего учителя Венецианова – ни в чём не отступать «от натуры», то есть писать максимально реалистично. При этом молодой художник отлично справляется с задачей, которую он возложил на себя: удачно выбрав расположение – высокий берег реки Тосны, он смог представить широкую и целостную панораму местности. Ему было важно передать на картине всё то, что действительно происходило в ту минуту, когда он наблюдал, ничего не присочиняя от себя.
Крылов пользовался покровительством Общества поощрения художников, и в документах этого общества сохранились данные о том, как создавалась эта картина. Когда Крылов, бывший иконописец и учащийся Академии художеств, задумал написать зимний пейзаж с натуры, то сразу же нашлись меценаты, которые обеспечили в материальном смысле его задумку. Когда молодой художник выбрал место около Тосны, покровители построили ему там целую мастерскую, предоставив на всё время работы и полноценное денежное довольствие.
Никифор Крылов, однако, в большей степени стал известен как портретист.
И. Шишкин, «Лес зимой», 1884
По-другому выглядит зимний пейзаж на шишкинской картине. Это очень «пасмурное» произведение, что подчёркивается характерным выбором основы, которой послужила коричневая бумага. Вся картина выполнена только в трёх основных цветах – чёрном, белом и коричневом. Лес у Шишкина спящий, почти омертвелый. Река, разделяющая две половины леса, скована льдом. Эта река – будто граница жизни и смерти, на которой удерживается уснувший лес. Однако на ледяном полотне реки имеется несколько маленьких проталин, в которых отражаются деревья. Проталины намекают на скорое наступление весны, когда природа вновь оживёт.
А. Саврасов, «Грачи прилетели», 1871
Эта самая известная картина Саврасова привлекала внимание современников своей «динамичностью», доселе невиданной. Пробуждающаяся природа на ней показана как бы в движении. На переднем плане ещё лежит снег, но вдали он почти весь растаял; тонкие деревья ещё голые, но на них уже поселились и свили свои гнёзда сотни грачей. Эффект движения и изменения передаёт и характер облаков на небе. Местность на первом плане – это высокий берег небольшого озера или реки. Вдалеке высится Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней (село Молвитино, теперь – Сусанино).
Произведение Саврасова отодвинуло в сторону прежних кумиров русских любителей искусства – Шишкина и Куинджи, пейзажи которых отличались «статичностью». Картина была сразу куплена Павлом Третьяковым для своей коллекции, а затем Саврасову неоднократно заказывали «реплики» этого творения. Видимо, картина привлекла любителей искусства своей эмоциональной насыщенностью, которой так не хватало другим мастерам. Шишкин – так тот вообще не особенно стремился к «поэтизации», увлекаясь максимально достоверным изображением деталей.
Русскую зиму изображали и такие художники-новаторы, как Архип Куинджи. Конечно, его картина «Пятна лунного света в лесу» изображает, скорее, условный зимний лес, нежели пейзаж русской зимы. Хотя Куинджи не относил себя к импрессионистам, однако во многих его картинах, в том числе и в этой, отмечаются разнообразные элементы этого направления. А в данном произведении Куинджи предстал чуть ли не сюрреалистом.
Особенности «русской зимы»
Для очень многих русских пейзажистов характерно, что при изображении суровой русской зимы они непременно оставляли какие-то знаки «пробуждения», возрождения жизни. Скудость красок и форм дополняется неожиданными деталями, несколько меняющими восприятие произведения.
Возьмём для примера акварельное произведение советского художника Сергея Осипова «Дом с аркой» (1972). В характерной для советского живописца манере формы на ней упрощены и условны. На фоне заснеженного белого пространства контрастно выступает дом, окрашенный в яркие тона – розовый и жёлтый, и гуляющие люди, также в ярких одеждах. И пусть талант Осипова далёк от великих русских классиков, но смысл «русской зимы» он передал в том же духе: суровая зима, сковавшая мир, не смогла стереть с лица земли живые краски.
Будь то акварель или картины маслом, зима в русских произведениях живописи всегда «одушевлённая».