Художники-пейзажисты, по многим наблюдениям, больше предпочитают зимние пейзажи, чем летние. Так было, пожалуй, во все времена существования пейзажа как отдельного жанра. Вспомним, к примеру, достопамятного Никифора Крылова, представителя раннего русского пейзажа (начало XIX века): публику восхитила его картина, изображающая зимний пейзаж на берегу реки Тосна.
Картина называлась «Русская зима», и это словосочетание дало название своеобразному поджанру пейзажной живописи; с тех пор многие художники снова и снова обращались к русской зиме, изображая её каждый под своим углом. И второй пример – Бабушка Мозес, современная американская «наивная» художница, которая призналась, что писать зимние пейзажи ей нравится больше, чем летние. А уважать эту старушку нужно не только за её талант, но и за возраст: прожила она 101 год и входит во всемирный список долгожителей. Зимний пейзаж – маслом на холсте, красками на бумаге, тушью на стекле или пикселями на мониторе – по-прежнему остаётся актуальным.
Зачем им пейзажи зимы?
Художники снова и снова возвращаются к зимним картинам, хотя, казалось бы, в наше время более актуален тропический юг. Что же привлекательного они находят в зиме?
- Очевидно, зима – самая идеальная пора для творчества. Художник подсознательно чувствует некое смятение, если видит, что нечто красивое и привлекательное написано не им. Летом все краски и формы «пишет» природа, чаще всего не оставляя художнику места, где мог бы «развернуться» он сам. И художнику остаётся только копировать «великого мастера», точнее – великую мастерицу. Может, художники прежних эпох (например, Возрождения) и удовлетворялись этим, но в Новое время подражать природе стало недостаточным: пришла пора художнику самоутверждаться как полноценная личность.Зима же – это, в общем случае, голое белое пространство, на котором природа только наметила какие-то элементы. Художнику достаётся необъятный простор, на котором его внутренний мир будет более заметным. Два господствующих зимних цвета – белый и чёрный – под рукой художника превращаются в сотни оттенков белого и тысячи разновидностей чёрного.
- Для жителей России, скандинавских стран и других северных территорий зима – это, так сказать, естественное состояние их родины. Всякий истинный художник, по крайней мере пейзажист, стремится передать в своих произведениях любовь к родному краю, запечатлеть его, изучить. Зима на их картинах, даже если она предстаёт в своей максимально естественной простоте, непременно наполняется жизнью, «одухотворяется», на зимнем фоне разворачиваются сцены народной жизни, повседневной или романтической.
- Безусловно, имеет значение и «водная» сущность снега. Заснеженная природа художникам-пейзажистам заменяет морской пейзаж, издавна символизирующий безудержную свободу, а также бурное течение жизни, покорить которое удаётся лишь смельчакам. Зимний пейзаж точно так же может быть спокойным и ровным, как у Крылова, или бурным, испещрённым «волнами»-сугробами; он может быть живописным и привлекательным, а может предстать губящим и разрушительным. Разве что своих «пиратов» снежный океан практически не имеет, и романтические сюжеты создаются на иной основе.
Как отразить красоту пейзажа?
В начале формирования пейзажной живописи в искусстве господствовали барочные и классицистские принципы, которые под тем или иным предлогом отвергали «естественное» следование природе. И поэтому красота природы, например, на картинах Венецианова достаточно условная, изображения природы вписываются в жёсткие формулы; на заднем плане нередко высится живописный дворец или крепость. Между тем такие пейзажи по-своему привлекательны, поскольку они, скажем так, идиллические.
Художник здесь ведёт себя следующим образом: чтобы насладиться красотой природы, он выбирает особое место и особый ракурс, отмеряет границы, в пределах которых природа «действительно красивая», и «вырисовывает» только то, что с точки зрения высоких классических принципов считается красивым, положительным и привлекательным. Это, скорее, изображение воображаемого рая, чем отражение реальных процессов в природе.
Пейзаж в это время считался низовым жанром: настоящий художник, по общепринятому тогда мнению, должен изображать только исторические сюжеты, великие битвы, выдающихся полководцев, а также грандиозные мифологические действа; всё остальное – так, забава.
Поэтому живописцы и не уделяли изображению природы особого внимания. К тому же в местах, не затронутых дворянской цивилизацией и сохранявших первозданный облик, проживали крестьяне, в том числе крепостные, а воспевать их на картинах вообще считалось святотатством. Но в конце XVIII века такие представления начали ломаться, причём вначале самими же дворянами-академистами.
Это были своеобразные научные эксперименты: философские размышления о красоте природы толкали художников отразить эту красоту на холсте, и первоначально они пытались «втолкнуть» природу в рамки условной, искусственной красоты; и когда им это не удалось, они принялись изучать красоту природы, так сказать, незашоренными глазами, постигая для себя иные эстетические идеалы.
В эпоху романтизма пейзажу уделяется всё больше внимания. Широкие массы людей проявили интерес к путешествиям, посещениям диких, необжитых и экзотических мест; в это же время начинается экспансия европейских империй на восток и юг: англичане покоряют Индию, русские – Кавказ.
И все эти люди, от солдат и промышленников до дворян и разночинцев – любителей новомодных пикников на природе – стали нуждаться в живописном отражении открытой для себя природы. О популяризации пейзажной живописи могут свидетельствовать, например, рисунки и картины Лермонтова, в которых он запечатлел красоту Кавказских гор. В полноценную, «серьёзную» живопись пейзаж ещё не превратился, но он уже представлял собой нечто большее, чем просто красочное баловство.