Итак, в эпоху романтизма человечество изменило своё отношение к природе и её изображению. Зарисовки путешественников, военнослужащих и торговцев вместе с их путевыми заметками привлекают светскую публику, точно так же как археология превратилась из кладоискательства в серьёзную историческую дисциплину, а описания путешественниками экзотических животных и растений легли в основу современной биологии. «Путешествовать» по родным лесам с целью отдыха полюбили и широкие массы населения. Поэтому естественно, что изобразительное искусство заинтересовалось новым предметом изображения и теми возможностями, которые этот предмет предоставляет.
В то время родилось такое понятие, как пленэр: не только любители-рисовальщики, но и профессиональные художники-академисты стали выезжать на природу, чтобы писать её «с натуры». Стали появляться по-настоящему красивые пейзажи маслом, но, пожалуй, в большей степени художники стали предпочитать акварель: на лоне природы создавать акварельные изображения значительно удобнее, а при хорошей технике акварель мог стать чуть ли не аналогом фотографии.
Однако традиционные холст и масло не желали отставать от действительности, и художники, разделявшие общие принципы классицизма, также не собирались уходить со сцены. Своеобразным продолжением искусства классицизма стала деятельность Дюссельдорфской школы живописи и художников многих других стран Европы и Америки, творивших в её русле. Одним из центральных для себя жанров изобразительного искусства эти художники объявили пейзаж.
Стремясь изображать природу реалистично и даже натуралистично, они стремились придать картинам спокойную величественность и высокую гармонию. Детали картины становились объёмными, пластичными. При этом краски чаще всего не отличались яркостью, однако в совокупности они составляли прекрасную гармонию всего произведения.
Примечательно, что основатели дюссельдорфской Академии художеств, в недрах которой и зародилось новое направление, начинали с традиционных произведений в духе классицизма – исторических и религиозных полотен, и лишь затем «обнаружили» ту же самую красоту и величественность в естественной либо «окультуренной» природе. На их картинах маслом пейзажи - лесные дебри, речные долины и морские берега обрели некое благородство.
Дюссельдорфская школа живописи вдохновила художников всего мира на создание подобных объединений, крупнейшем из которых считается американская «школа реки Гудзон». Уже её название намекает на центральный жанр в этой школе живописи.
Иван Иванович Шишкин
Пропагандировать дюссельдорфскую живописную школу на русской земле принялся Иван Шишкин, признанный одним из самых сильных рисовальщиков и выдающихся пейзажистов. Его рисунки, выполненные пером, удивляли даже ведущих иностранных мастеров; поэтому во время его проживания в Дюссельдорфе его работы выставлялись в тамошней Академии художеств вместе с ведущими европейскими знаменитостями. При этом самому Шишкину было чуть больше тридцати лет.
Творчество Шишкина отличали следующие особенности, выделявшие его из круга прочих русских художников:
- Научность. Шишкину было известно огромное количество видов травянистых растений, деревьев и кустарников. Внешний вид каждого растения он изучал досконально, используя эти знания в своих картинах. Изучал Шишкин и влияние климата, погодных условий, времени года, почв и рельефа на внешний вид растений. И в зависимости от того, где Шишкин размещал то или иное дерево, оно росло на его картине так, как должно расти в соответствии с погодными и прочими внешними условиями.
- Динамичность и «подвижность». Стремление к максимальной реалистичности отражалось в том, что в произведении, изображающем определённое состояние природы, присутствуют признаки, иногда – едва заметные намёки, изменения этого состояния. Если зимний пейзаж скован снегом и льдом, то обязательно будет несколько небольших проталин, намекающих на скорый приход весны или наступление оттепели. Самая знаменитая его картина, «Утро в сосновом лесу», изображает густой лес в самом начале рассвета: солнечный свет пробивается сквозь колонны деревьев. Несмотря на бурелом, жизнь продолжается, о чём свидетельствует медвежья семья, тоже чувствующая наступление утра. Медведи, деревья, солнце и все остальные «герои» картины занимаются своим обычным делом, как бы не чувствуя присутствие художника.
- Как гениальный пейзажист и рисовальщик, Шишкин не особенно стремился передавать в своих картинах какие-то эмоции, настроения, внутренние переживания и ассоциации. Он упирал лишь на максимальную реалистичность изображаемого. Многие критики считают эту особенность творчества Шишкина его слабым местом; по их мнению, ему лучше удавались одноцветные рисунки и гравюры, чем многоцветные полотна, которые производят впечатление случайных этюдов, хотя и мастерски написанных.
- Предыдущее утверждение, однако, можно опровергнуть, поскольку в произведениях Шишкина всё-таки выражено его отношение к окружающему миру, к природе и действительности в целом. Например, та же «подвижность» изображённой природы, причём часто в «позитивную» сторону: скоро наступит весна, скоро наступит утро, солнечный свет проникает даже в самые густые дебри… Кроме того, это принцип «невмешательства»: природа красива и величественна сама по себе, в ней нет ни добра, ни зла, ни положительного, ни отрицательного.Поэтому Шишкин скрупулёзно изображает все детали этого грандиозного действа под названием «жизнь природы»: художник как бы растворён в изображаемом, он поражён всем природным «механизмом», а не только какой-то одной его частью. Если вдуматься, то на картинах Шишкина отсутствуют мотивы смерти как таковой, хотя нет и восторженного упоения нехитрыми радостями бытия: вместо смерти в самых «мрачных» картинах царит сон, а вместо «дарованной богом жизни» – жизнь как естественный процесс.
Видео: Пейзаж акварелью
)