В наше время картины маслом на холсте зачастую считаются полнейшим эпигонством. Красивые картины маслом, созданные современными художниками, всё ещё ценятся именно за свою красоту, однако всё больше попадают в разряд «ретро». Уж слишком сложен и трудоёмок процесс написания масляных картин при довольно низкой «отдаче» в сравнении со многими другими художественными техниками.
Традиционные пейзажи и портреты превратились в некое ремесло, которым перебиваются образованные, но недостаточно талантливые (в истинном смысле этого слова) провинциальные художники. Такую картину, написанную маслом на холсте, приобретают в значительной мере из туристических соображений – как некий сувенир, подаренный приезжему москвичу местным художником (если дело происходит, скажем, в маленьком кубанском городке или станице).
В числе прочих сувениров такие картины охотно покупаются туристами на рынках Анапы, Сочи, Геленджика. Также картины в традиционном стиле стали атрибутами муниципальных учреждений: не повесишь же в кабинете городской администрации картину на куске полиуретана, изображающую голую бронзовокожую леди, сидящую на капоте «Ламборджини». Хотя кто их знает, этих чиновников!
Но, как говорится, не так страшен чёрт, как его фанаты. Отвращение современных ценителей искусства к масляным картинам объясняется и характером (и выше – сущностью) самих художников. Картины в традиционном стиле нередко пишут люди, крайне негативно относящиеся к любым проявлениям современной жизни; как правило, это религиозные фанатики, люди «строгих моральных правил».
Нетрудно заметить, что зачастую их работы даже при хорошей технике отличаются полной бездуховностью и безжизненностью: «духовность» они понимают в религиозно-мистическом значении, и их работы несут на себе соответствующий отпечаток. Они предпочитают копировать наиболее распространённые штампы классической живописи, зачастую не понимая истинных намерений классиков XIX века. Любое художественное произведение своей главной целью имеет оказание на человека определённого воздействия.
В наше время человек совсем не тот, что был сто пятьдесят лет назад, и для оказания эстетического воздействия требуются принципиально иные методы. Этого православные пейзажисты и не могут понять и принять, в отсутствии своего широкого признания они обвиняют порочное мирское общество, цинизм и развращённость современного человека… и не предъявляют особых претензий к себе любимым. Между тем их работы попросту НЕАКТУАЛЬНЫ и НЕОРИГИНАЛЬНЫ.
Можно тут вспомнить замечательное пушкинское произведение «Моцарт и Сальери». Моцарт был всегда актуален, свою музыку он основывал на живых настроениях и эмоциях, при этом он не считал, что делает что-то выдающееся. А вот Сальери предпочитал аскетическую жизнь, он углублялся в технические «навороты», в теорию и творчество «гениев», к числу которых потенциально причислял и себя; общество как таковое ненавидел, считая его порочным и недостойным внимания искусства. Но результат был соответствующим: Моцарт стал действительно гениальным композитором, произведения которого многие годы продолжали изменять мир, а Сальери остался в памяти только как относительно талантливый любитель.
Что нужно современному живописцу?
Истинный художник сам знает, что ему требуется для творчества. Однако есть смысл перечислить некоторые общие черты художественного творчества, отличающие искусство от ритуала и от ремесла.
- Исследование. В основе художественного акта всегда лежит эксперимент, изучение некоторой области пространства. Настоящий художник всегда в чём-нибудь да необычен, а его произведения должны быть пусть маленькими, но открытиями. Сегодня многие из нас равнодушно, без интереса смотрят на неброские пейзажи реалистов XIX века, однако в их время каждая такая картина приравнивалась к крупной научной сенсации.
- Актуальность. Актуальность не заключается в угождении толпе, как думают некоторые. Можно быть законченным эскапистом и аскетом, но при этом создавать весьма актуальные и злободневные произведения. Справедливо даже такое утверждение: чтобы создавать актуальные произведения искусства, сегодня почти всегда нужно быть в какой-то мере эскапистом и аскетом. Эскаписты движут человечество вперёд, в то время как работающие «на толпу» ремесленники обрекают его на стагнацию.
- Свобода. Свобода творчества – непременное условие существования любого искусства. Имеется в виду не только политическая свобода (например, отсутствие цензуры), но и внутреннее осознание художником своей свободы. Православным провинциальным пейзажистам именно этого больше всего недостаёт: их жизнь заключена в убийственные тиски разных «нельзя», «грех», «святотатство». Фактически не является грехом лишь то, что уже давно было признано «святыми предками». Поэтому любой такой художник неизбежно становится дурным эпигоном. Создавая целиком шаблонное произведение, такой художник наивно верит, что создаёт настоящий шедевр, оригинальное и неповторимое творение.
Абстрактный экспрессионизм Александра Гийома
Александр Гийом – современный французский художник, представляющий так называемую «живопись действия» – это одно из ответвлений абстрактного экспрессионизма. Творчество Гийома заключается не в нанесении красок на бумагу или холст, а в разбрызгивании краски различными способами на холст, положенный горизонтально.
Холст как бы превращается в арену, на которой ведётся бурное действо – создание изображения, почти спонтанного по своей сути. Эта живопись – не отображение реальной действительности и даже не моделирование новой, а, скорее, философское рассуждение на тему абстрактных понятий, выраженное с помощью красок. Главным элементом творений Гийома всегда выступает прямая линия, в общем случае передающая движение, скорость и энергию. Картины Гийома выражают лишь личное эмоциональное состояние, некие субъективные ассоциации.