— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Малевич и его картины: Раскрыта тайна

03.02.2014

Малевич  и его картины: Раскрыта тайна

При упоминании Казимира Малевича у подавляющего большинства россиян появляется ассоциация исключительно с «Чёрным квадратом». Между тем творчество Малевича, хотя оно и весьма спорно (по мнению многих – творчеством всё это называть некорректно), всё же достаточно обширно. Чуть более эрудированные россияне вспомнят «Красный квадрат», ещё более эрудированные – его более «осмысленные» кубофутуристические произведения.

И совсем небольшому числу любителей искусства знакомы картины Малевича, выполненные в более традиционном ключе. А те, кому они знакомы, не очень хорошо о них отзываются: мол, Малевич в действительности был плохим художником, и работы учащихся первого класса обычной художественной школы и то лучше. Это вполне справедливо, хотя совсем отказывать Малевичу в таланте на этих картинах всё-таки некорректно: они довольно симпатичные. Среди этих картин, кстати, несколько автопортретов.

Вся жизнь Казимир Малевич, картины которого стали известны публике достаточно поздно, метался между рутиной провинциальной жизни (он работал чертёжником в Курске в железнодорожном управлении) и жаждой творчества, ради чего он выезжал в Москву и даже несколько раз пытался поступить в художественное училище, куда его не приняли. Отъезды эти сопровождались семейными скандалами. Малевич не получил профессионального художественного образования, хотя некоторое время жил в художественной коммуне в Лефортово, в большом доме художника Курдюмова, и посещал частные уроки.

При этом Малевич сближается с деятелями авангардного искусства (Хлебников, Кручёных и другие) и начинает жить в характерном для авангардистов стиле. С тех пор вся жизнь и творчество Малевича, по сути, представляли собой один сплошной эпатаж. Казимир Малевич был в числе авторов и участников одного из первых отечественных «перформансов»: он с Алексеем Моргуновым и Иваном Клюном разгуливали на Кузнецком мосту, размахивая деревянными ложками в петлицах.

Страсть к самовыражению сочеталась у Малевича с каким-то нежеланием осваивать художественное творчество во всём его многообразии и целостности. Это даже, скорее, «самовыпячивание», а не самовыражение. Малевич, по-видимому, был одним из тех, кто понял тенденции авангардного искусства слишком поверхностно. Изобретённый Малевичем «супрематизм» стал конечным результатом его многолетних «творческих поисков».

Был ли Малевич «изобретателем» «Чёрного квадрата»?

Малевич  и его картины: Раскрыта тайна

То, с чем чаще всего связывается фамилия Малевич – картины, на которых изображены квадраты: чёрный, красный и даже белый. «Чёрный квадрат» Малевича продаётся на аукционах за баснословные суммы, и не очень понятно, за что оказана такая честь более чем заурядному изображению. К тому же не исключено, что у кого-нибудь из владельцев или ценителей этой, так скажем, картины начнётся внутренний «батхерт», если он узнает, что Малевич даже не является в этом смысле новатором.

Первым в истории «чёрным квадратом» была картина, написанная за 22 года до создания «шедевра» Малевича. Произведение французского художника Альфонса Алле называлось «Битва негров в глубокой пещере поздно ночью», создано оно в 1893 году (первый «Квадрат» Малевича – только в 1915) и представляет собой… конечно же, изображение обыкновенного чёрного квадрата. Но на аукционах эта картина не продаётся. Альфонс Алле предвосхитил всех русских и зарубежных авангардистов и в других своих творениях. Его «композиторский» талант проявился в музыкальном произведении «Похоронный марш для глухонемых», который представлял собой несколько минут полной тишины.

Но вернёмся к Малевичу. «Чёрный квадрат» был частью триады картин, в которую входили также «Чёрный круг» и «Чёрный крест», написанные в том же 1915 году. В этих картинах Малевич утверждает принципы своего нового художественного стиля – супрематизма. Позднее появились «Красный квадрат» и даже «Белый квадрат» (на белом фоне), которые Малевич объяснял с характерной для него «заумностью», а также множество абстрактных супрематических композиций.

Картина Малевича «Чёрный квадрат» и супрематизм

Термин «супрематизм» происходит от латинского слова «suprema» – «преобладание». Малевич объяснял такой выбор названия стиля очень даже разумно. По его мнению, в традиционном изобразительном искусстве цвет играет вспомогательную, утилитарную роль, сам по себе ничего не выражая; он лишь отражает действительность. Новое искусство, каким видел его Малевич, должно было ставить на первый план именно цвет, который становится носителем основного смысла.

Всё остальное – форма, «материальность» и так далее – Малевич объявил несущественным. Цвет преобладает, а в дальнейшем – полностью замещает собой материальный образ. И творец, таким образом, становится на одном уровне с богом – теперь он не копирует создания природы (или бога), а творит сам, с самого начала.

  • Выбор геометрических фигур тоже продиктован своеобразной философией Малевича. Квадрат, по его мнению, является самой «чистой» фигурой, свободной от всяких конкретных ассоциаций; тем же свойством обладают и другие правильные фигуры – круг, крест. Однако первоначально «Чёрный четырёхугольник» задуманный Малевичем, не должен был быть квадратным: кривые углы более «естественны», чем прямые, созданные рукой и разумом человека.
  • Постепенно количество фигур и их цветовая гамма на супрематических полотнах Малевича увеличивалось, композиции усложнялись, приобретали «трёхмерное» решение. И всё-таки слишком очевидно, что за заумными лекциями и рассуждениями Малевича касательно художественного творчества не стоит ровным счётом ничего, кроме желания, скажем так, «выпендриться».

Интересно, что, несмотря на последующие насмешки, отрицательную критику и непризнание творчества Казимира Малевича, первые отклики на «выходки» Малевича и компании были положительными. Ценность творчества Малевича оценил такой видный художник, как Андрей Бенуа, ко всему прочему охарактеризовавший «Чёрный квадрат» как новый тип иконы, который авангардисты предлагают «взамен Мадонн и сладострастных Венер». Но нам кажется, что основной смысл творчества Малевича и художников его круга заключается в следующем: неважно, что изображено и как изображено, важно лишь, как это подано.

Видео: Картины К.С.Малевича

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
ЭДУАР ВЮЙЯР
ЭДУАР ВЮЙЯР

ВЮЙЯР, (ЖАН) ЭДУАР (Vuillard, Jean-Edouard) Французский художник родился 11 ноября 1868 года в местечке Кюизо

Как картина облагораживает пространство
Как картина облагораживает пространство

Искусство во всех его проявлениях представляет собой необходимую сферу жизненного цикла, способную открыть перед человеком

Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика