— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Живопись акварелью: Техники и технологии акварельной живописи

30.05.2014

Живопись акварелью: Техники и технологии акварельной живописи

Акварель сегодня некоторые склонны недооценивать. Такими красками создаётся детское творчество, поскольку они, во-первых, безопасные, а во-вторых, ими достаточно легко рисовать. Между тем акварель гораздо сложнее и удивительнее, чем о ней сегодня привыкли думать. Живопись акварелью иногда определяют как технику, совмещающую признаки живописи и графики. От первой ей досталось богатство цветов и оттенков, построение с помощью цветов пространства и формы, а от второй – активное использование бумаги в качестве основы и отсутствие «рельефного» мазка.

Акварель позволяет создать произведения, проникнутые впечатлением лёгкости, воздушности. Цвета и оттенки могут плавно переходить друг в друга, их сочетание отличается отсутствием резкости. При этом акварельная живопись может быть и реалистической, и «минималистичной», и даже авангардной. Акварельное искусство может представлять собой «серьёзную» живопись, картинки для детей или нарисованные детьми, любительские произведения и другие «градации» творчества.

Акварель и бумага

Живопись акварелью неразрывно связана с использованием такого материала, как бумага. Вместе с изобретением бумаги в Китае во II веке нашей эры в той же стране начинается и история акварельной живописи. В Европе бумага, а вместе с ней и акварель стали известны только в XII веке, однако до этого у европейцев был собственный «аналог» акварели – фрески. Живопись по сырой штукатурке позволяет добиться многих из эффектов, присущих акварели.

Бумага для акварели в профессиональной живописи обычно смачивается водой. Это делается как для упрощения рисования, так и для создания определённых эффектов. От того, как смочен тот или иной участок бумажного «холста», зависит, каким образом будут играть в этом месте цвета и тона. Сильное смачивание позволяет получить эффект «размытости», часто используемый художниками. С помощью этого эффекта, например, можно выделить передний и задний планы композиции, когда чёткость предметов, изображённых впереди, будет противопоставляться некоторой размытостью того, что изображено сзади. Чтобы создать необходимое распределение влаги, бумагу для акварели кладут на стекло, в некоторых случаях располагая его под углом.

Качество бумаги для акварели имеет важное значение, однако не стоит его преувеличивать. Дело в том, что бумага высокого качества часто недоступна начинающему художнику, и ему приходится приспосабливаться под ту бумагу, которая есть. Привыкая к своей бумаге и научившись ею пользоваться, художник, ставший мастером, зачастую отказывается переходить на другой тип бумаги, так как произведения, созданные даже на материале высшего сорта, сами по себе потеряют в качестве.

От равнодушия к признанию

Живопись акварелью: Техники и технологии акварельной живописиАкварель, появившись в Европе в средние века, ещё очень долго не привлекала к себе внимания профессионалов. Впервые попробовали серьёзно заняться акварельной живописью мастера эпохи Возрождения, в первую очередь Дюрер. Его «Заяц», созданный в 1502 году, считается подлинным шедевром реалистического искусства. Акварель использовали и другие художники эпохи Возрождения, однако большой популярности она всё-таки не получила. Даже в 1829 году Пайо де Монтабер в своём «Полном трактате о живописи» уделяет акварели очень немного места, заявляя, что акварель не стоит того, чтобы говорить о ней как о подлинном искусстве, заслуживающем серьёзного внимания.

Акварель в это время получает популярность как средство проведения досуга и как рисование для непрофессионалов. При этом, однако, её возможности реалистического отображения действительности привлекают внимание инженеров, учёных и путешественников, которые используют водяные краски для зарисовки новых видов животных, изображения местностей и т. д. Дальнейшей популярности акварели способствуют английские художники, начиная с Уильяма Гилпина. В 1780-х годах он издавал свои путевые заметки, снабжённые собственными иллюстрациями, сделанными акварелью. Эти путевые заметки и изображения красот английской глубинки в них обрели огромную популярность в мире.

С этого момента к акварели стали присматриваться и другие английские художники, пока, наконец, она не стала чуть ли не единственной формой изобразительного искусства Великобритании в XIX веке. Уильям Тёрнер, выдающийся английский мастер акварельной живописи, довёл эту технику до совершенства, так что его акварельные работы соперничали по качеству с традиционными картинами маслом. Уильям Тёрнер принёс в изобразительное искусство совершенно новые принципы, которые поначалу даже не были поняты многими современниками.

Его картины были слишком яркими, слишком выразительными и, по мнению утончённых викторианских дворян, дисгармоничными. При этом Тёрнер отказывался от излишней детализации, считая приоритетным воссоздание на картине переживаний и воспоминаний с соответствующим колоритом. Впоследствии некоторые его работы были близки даже к абстракционизму, что в некоторых кругах создало ему репутацию сумасшедшего. Королева Виктория отказалась давать ему рыцарское звание.

Достичь совершенства в своих работах Тёрнеру помог его интерес к движению воздуха, геологии, архитектуре и взаимосвязи этих элементов. Главным жанром его творчества был, конечно же, романтический пейзаж. В своём отходе от передачи объективной реальности в пользу живописания внутренних чувств и переживаний Тёрнер явился предшественником французских импрессионистов. Импрессионисты писали маслом на холсте, но их работы по внешнему облику часто напоминают акварельные.

Акварель в России

В России знакомство с акварелью начинается, как и во всём остальном мире, с восприятием опыта английских акварелистов, в том числе Тёрнера. Зачинателем русской акварельной живописи следует считать Петра Соколова, создавшего замечательные акварельные портреты своих современников – от членов императорского двора и иностранных послов до собственной жены. Создавал он и акварельные пейзажи, и сцены охоты, и другие картины.

Впоследствии акварель не оставляли без внимания И. Репин, М. Врубель и другие русские художники-классики. Но наибольшей популярности акварель достигла в начале ХХ века, среди деятелей объединения «Мир искусства».

Видео: Живопись и акварель

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до

Дидье Лоренцо – яркий представитель современно искусства
Дидье Лоренцо – яркий представитель современно искусства

С чего началось творчество Лоренцо Дидье Лоренцо – один из самых основным представителей современного искусства.

Авинаш Манекар и его язык тела
Авинаш Манекар и его язык тела

С чего началось творчество Авинаша Манекара Авинаш Манекар известный молодой художник, родом из Индии. Его


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика