— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Живопись натюрморт: как жанр живописи

16.01.2014

Живопись натюрморт: как жанр живописи

Чёрные силуэты деревьев, лишённые листвы, обледенелое пространство, лишённое красок; под деревьями – полуразложившиеся туши животных; высушенная ложбина, по которой в незапамятные времена протекала река, а теперь только скелеты мелких хищников и рыб сложены на её дне… мёртвая природа…

Многие, может, удивятся, но именно такая картина, с точки зрения французского языка, должна именоваться «натюрмортом» (то есть «мёртвая природа»). Между тем натюрморт – живопись совсем другая, скажем так – жизнеутверждающая. Мы привыкли к изображению цветов и фруктов в красивой посуде, часто всё это расположено на столе, покрытом красивой скатертью.

В германоязычных странах этот жанр имеет более миролюбивое наименование – «тихая жизнь» (нем. Stilleben, англ. Still life), более соответствующее тому, что изображено на полотне.

Жанр натюрморта настолько универсален, что такие изображения встречаются даже на стенах… албанских мечетей. Албанских мусульман – бекташей – ряд исследователей и мусульманами-то не считает – слишком уж много у них европейского, в том числе и эти натюрморты. Хотя изображения цветов, в первую очередь тюльпанов, исторически являются атрибутами и турецких мечетей.

Vanitas

Удручающий пейзаж «мёртвой природы», описанный нами в начале статьи, не столь из ряда вон выходящий, как можно было бы думать: именно такими были ранние натюрморты, изобретённые в Голландии и Фландрии в XVI веке. Назывались они vanitas, то есть, по-латыни, «суета». Название это голландские художники взяли из избитой фразы библейского тунеядца и алкоголика Экклезиаста – «Всё суета сует и томление духа». Ванитас – это аллегорическое изображение суетности жизни, представленной в виде наглядных символов. Вот некоторые из таких символов:

  • Череп. Средоточие большинства ванитас, на которых он изображается чаще всего на первом плане. Череп свидетельствует о скоротечности жизни, точнее – о неизбежности смерти. Изображение черепа должно было, по замыслу, противостоять такому жанру, как портрет маслом: живопись эта жизнеутверждающая, картина изображает живого человека. Ванитас изображал мёртвого человека
  • Гнилые фрукты. В натюрморте фрукты призваны были изображать изобилие, в переносном смысле – богатство и здоровье. «Предранние» натюрморты, служившие обычно «обрамлением» для иконы или алтарного образа, такими и были. В голландских ванитас фрукты были испорченными, что обозначало бренность и недолговечность изобилия, богатства, сытости и здоровья. Некоторые фрукты имели собственную символику: яблоки, груши, помидоры, виноград, цитрусы обозначали грехопадение; инжир, вишня – сексуальное влечение.
  • Увядшие цветы. Подобным же образом свидетельствовать о смерти должны были цветы – символ физического здоровья и «цветения». Роза символизировала здесь, конечно же, любовь, мак – леность, а тюльпан (объект коллекционирования в Голландии) – безответственность, необдуманность поступков; всё вместе могло также означать неразумное обращение с данным богом достоянием: цветы, небрежно сорванные, стоят в бокалах, бутылках, колбах, постепенно увядая.
  • Ростки зерна, ветви плюща и лавра – наверно, самая «светлая» часть голландских натюрмортов. Эти объекты обозначали возрождение жизни и её круговорот. Среди смерти всегда зарождается новая жизнь, также как в недрах торжества жизни зарождаются ростки смерти.
  • Морские раковины и живые моллюски. Раковина означает остаток когда-то живого организма. Ползущая улитка – символ лености, а большой моллюск – обозначение похоти.
  • Песочные или механические часы – также почти постоянно присутствовали рядом с черепом. Обозначали быстротечность жизни.
  • Зеркала, стеклянные или зеркальные шары. Зеркало – символ самолюбия и тщеславия; также оно означало «отражение», «тень», замещающие реальные объекты. Зеркальные шары – это кривые зеркала, искажающие реальность.
  • Нож – символ уязвимости человека, а также скрытый фаллический символ.
  • Оружие и доспехи­ – обозначение власти и могущества. Эти вещи человек не может взять с собой в могилу.
  • Руины, мыльные пузыри, глобус, курительная трубка, ноты… – эти и ряд других объектов на картине имели подобную же символику.

Все перечисленные предметы изображались в беспорядке, что подчёркивало ниспровержение всяких начинаний, тщетность всех усилий человека. Художники следующего, XVII века стали изображать череп где-то в стороне, чем подчёркивали ничтожество человека перед мирозданием.

Самые ранние vanitas изображались на оборотной стороне портретов, что также было символично. Но затем этот вид натюрморта выделился как самостоятельный жанр.

«Тихая жизнь»

Живопись натюрморт: как жанр живописи

Параллельно с мрачными «ванитас» голландцы развивали и некую её противоположность, которую и стали называть Stilleven, то есть «тихая жизнь». Это мир обычных предметов, живущих своей, незаметной для обывателя жизнью. Картины «Малых голландцев» ещё не были пышными, они, скорее, подчёркивали светлую обыденность обстановки. Они нередко изображали стол в доме небогатого горожанина или харчевни, на котором выставлены обычная ваза с цветами, тарелка с фруктами. На сей раз всё было свежее и съедобное. Позднее, в эпоху барокко, натюрморты стали изображать изобилие, божественный пир, и на цветах и фруктах появились признаки вечной жизни и вечной молодости.

Ещё раньше натюрморты «светлого» содержания бытовали как часть картин и икон других жанров – исторических, религиозных. Средневековые художники как бы грустили о «потерянном рае».

Со второй половины XVII века в Голландии получил популярность «цветочный» натюрморт. Голландцы прочно связали себя с цветами, и впоследствии они принесли им не только эстетическое наслаждение, но и экономическое процветание.

Натюрморт в России

В России натюрмортами заинтересовались ещё в начале XVIII века. Однако затем, когда живопись подчинилась классицистским канонам, натюрморт стал «низовым» жанром и допускался по большей части как учебная постановка. И так было вплоть до конца XIX века. Таким образом, в нашей стране натюрморт – живопись ХХ века по преимуществу.

Видео: Как нарисовать натюрморт маслом

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до

Дидье Лоренцо – яркий представитель современно искусства
Дидье Лоренцо – яркий представитель современно искусства

С чего началось творчество Лоренцо Дидье Лоренцо – один из самых основным представителей современного искусства.

Авинаш Манекар и его язык тела
Авинаш Манекар и его язык тела

С чего началось творчество Авинаша Манекара Авинаш Манекар известный молодой художник, родом из Индии. Его


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика