— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Барокко в живописи: стиль в изобразительном искусстве

03.02.2014

Барокко в живописи: стиль в изобразительном искусствеБарокко – самый «вычурный» стиль в мировом искусстве. Будучи противопоставлен рассудку и рационализму, он основывался на поиске новых форм художественности, отличных от строгих канонов классицизма. Между тем во всей философии барочного искусства господствует идея преображения действительности на началах разума. Начавшись в архитектуре, стиль барокко распространился и на все остальные виды искусства, включая живопись. Барокко в живописи наиболее ярко и недвусмысленно отражает веяния эпохи.

В архитектуре барокко является предметом многих споров, касающихся происхождения этого стиля. По мнению некоторых исследователей, такой тип архитектуры был заимствован… у турок-сельджуков. Как бы то ни было, поначалу новый стиль архитектуры воспринимался скорее негативно. При этом стоит понимать социальные предпосылки возникновения барочной архитектуры.

В XVII веке Италия переживает спад экономического и политического развития, сохраняя за собой, однако, пальму первенства в истории мирового искусства; в Риме, ко всему прочему, находится духовный центр всего католического мира. Представители знати по-прежнему заинтересованы в атрибутах почитания и могущества, но достаточных средств, чтобы, как раньше, возводить палаццо, у них не было. Поэтому был найден такой своеобразный выход – с помощью искусства создать иллюзию могущества.

Но это только один из источников барочного искусства. Другим стало торжество естественных наук, техники и светской жизни. Старый мир с его естественностью и простотой объявлялся миром грубости и примитива, а задача человека в новом мире – освободиться от природных оков и «облагородить» естественное начало. Изменениям подверглось всё – архитектура и интерьер домов и дворцов, городская и сельская планировка, армейская дисциплина и военное дело… На место средневекового замка пришёл дворец, предназначавшийся для отдыха, увеселений и мирного труда (к примеру, административного), поэтому отпала необходимость в крепостных стенах, громоздких башнях с бойницами.

  • Во дворцах создаются парки и сады для прогулок, щеголяющие геометрически правильным расположением деревьев, дорожек и прочих элементов.
  • В армии вводится форма, а значительную часть времени солдаты и офицеры посвящают построениям на плацу, отработке парадных движений и прочей муштре. С распространением пистолетов и прочего огнестрельного оружия изменился внешний облик человека, так как отпала необходимость быть физически крепким: любой конфликт можно было решить лёгким нажатием на курок. Взамен средневековому рыцарю или богатырю стандартным обликом дворянина становится «джентльмен», то есть «мягкий человек».

Барокко в живописи: стиль в изобразительном искусстве

Все эти изменения коснулись и изобразительного искусства. Новыми канонами живописи стали возвышенность, аристократичность, незаурядность сюжетов. Изображения стали плоскостными, а жесты персонажей приобрели несколько неестественную театральность. Среди сюжетов признание получили в первую очередь религиозные и исторические. Изображение должно было удивлять, поражать, сообщать зрителю величие происходящего, торжественность и «страх божий» вкупе с восхищением от увиденного.

Характерный пример – картина Караваджо «Призвание апостола Павла». Герои изображены в полумраке, а освещённые участки выхватывают выразительные жесты персонажей. Тем не менее изображение в целом отличается реалистичностью, как будто автор изображал какую-то сцену из повседневной жизни.

Если классицизм в живописи придерживался холодной рассудочности и упорядоченности, то барокко ориентировалось в значительной мере на чувства. Эмоции получали в барочных произведениях высвобождение, однако ещё недостаточно естественное (при том что «голая естественность» сознательно отвергалась).

В различных странах барокко в живописи обретало различные формы и складывалось в разнообразные школы. Так, для Испании была характерна сильная, даже болезненная контрастность в формах и сюжетах: комическое сочеталось с трагическим, телесное с духовным, нагромождение со скупостью. Такая живопись прекрасно отражала то, что творилось в этот момент в Испании: «Золотой век» в искусстве – и экономический и политический упадок.

Живопись Диего Веласкеса отличалась сдержанностью и скупостью, в нём также было заметно влияние Караваджо (контраст полумрака и освещённой сцены на первом плане). Особняком в испанском барокко стоит творчество некоего Доменика Теотокопулоса, вошедшего в историю как Эль Греко: будучи православным греком и по «первому образованию» иконописцем (на Крите имеется икона византийского стиля, подписанная его именем), он создавал картины преимущественно на религиозные темы, отмеченные влиянием византийской иконописи; между тем он создал свою собственную технику письма, которая так и осталась оригинальной – последователей и подражателей у Эль Греко не было.

В Голландии барокко отличалось гармонией и чувственной сдержанностью. Здесь культивировалось спокойное, рациональное отношение к жизни, все проявления которой, по словам Рембрандта, «служат для нашего упражнения».

Можно ли говорить о барокко в допетровской России и Украине? В архитектуре стиль, называемый «украинским», «московским» или «нарышкинским» барокко, признан большинством искусствоведов. А вот в живописи ничего подобного не наблюдалось. Однако первые гражданские портреты, парсуны, имеют определённое чисто внешнее сходство с европейским барокко. Фигуры людей на них выступают из тёмного фона, а их плоскостный облик, не лишённый условностей, отличается некоторой «театральностью» поз. Типичная такая парсуна – портрет князя В. В. Голицына.

Во Франции барокко достаточно быстро перерос в так называемый «барочный классицизм» – искусство переходного направления. Характерный пример – картины Симона Вуэ, многие из которых являются аллегориями; также в его творчестве присутствует тема античной истории и мифологии.

Видео: Музыка и живопись французского барокко

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
ЭДУАР ВЮЙЯР
ЭДУАР ВЮЙЯР

ВЮЙЯР, (ЖАН) ЭДУАР (Vuillard, Jean-Edouard) Французский художник родился 11 ноября 1868 года в местечке Кюизо

Как картина облагораживает пространство
Как картина облагораживает пространство

Искусство во всех его проявлениях представляет собой необходимую сферу жизненного цикла, способную открыть перед человеком

Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика