— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Стиль барокко в украинском искусстве

29.05.2014

Стиль барокко в украинском искусстве

Словом «барокко» в различных сочетаниях (украинское барокко, нарышкинское, московское) принято обозначать группу стилей, распространившихся в России и на Украине в XVII веке, главным образом в архитектуре. О том, насколько правомерно называть русскую архитектуру этого времени «барочной», до сих пор идут дискуссии. Однако многие признают, что стиль барокко в украинском искусстве, по меньшей мере, представлял из себя нечто достаточно самобытное.

Вообще характеризуя стиль русского искусства XVII века как «барокко», историки искусства называют его в соответствии с эпохой в общеевропейском искусстве. Однако по своему характеру и значению русское «барокко» стоит ближе к ренессансному искусству. Нетрудно заметить, что устремления этой русской архитектуры и европейского барокко во многом не совпадали.

  • Европейское барокко – стиль подчёркнуто «религиозный». В пору, когда разум ниспровергал христианские мифы, европейское барокко пыталось вернуть человечество в лоно католической церкви хотя бы на уровне чувств. А вот русское «барокко» пришлось на такой процесс, как «обмирщение культуры». Новые веяния в храмовой архитектуре были в штыки встречены представителями ортодоксального духовенства.
  • Европейское барокко было реакцией на экономический, политический и даже в какой-то мере духовный кризис. Русское «барокко» являлось одним из проводников «возрождения» России: страна избавилась от татаро-монгольского ига, победила поляков, начала сибирскую экспансию, окрепла в экономическом плане и так далее.
  • Русское «барокко» характеризуют как стиль «красивый и нарядный», жизнеутверждающий. Европейское барокко несло совершенно иное: оно не желало быть «нарядным» и тем более красивым, и значительную долю барочных произведений составляют мрачные композиции (для примера достаточно упомянуть голландские vanitas – «натюрморты» с черепами, гнилыми фруктами и увядшими цветами).
  • Русское «барокко» в архитектуре отличалось строгой гармонией и симметрией, благородной естественностью. Европейское барокко отрицало естественность и ниспровергало гармонию: всё в нём было преувеличенным, театральным, пафосным.
  • Русское «барокко» характеризовалось освоением «западноевропейских» элементов и принципов архитектуры. Само же западноевропейское барокко, по мнению многих историков, пришло в Европу от… татаро-монголов и турок-сельджуков.

Таким образом, характер русского «барокко» и барокко европейского был различным. Можно сказать, что «барокко» в русской архитектуре – пример «догоняющего» развития, при котором россияне пытались преодолеть и компенсировать многовековую культурную отсталость от цивилизованных стран, воспринимая элементы западного искусства достаточно наивно. В России, таким образом, начиналась своя локальная «эпоха возрождения», в то время как в Европе ренессансная мысль находилась в глубоком кризисе, по крайней мере в искусстве.

«Сарматское барокко»

Стиль барокко в украинском искусствеПо теории Тамары Габрусь, в Великом княжестве Литовском в эту же эпоху укрепился стиль, который она назвала «сарматским барокко». По её мнению, это особый, «аскетический» вариант общеевропейского стиля. Сарматское барокко, сохраняя пространственный размах и пластику форм, до предела эти формы упрощает, вводя в оформление элементы ренессансной, готической и романской архитектуры.

Получается своеобразная «солянка», соответствующая патриархальным настроениям польско-литовского дворянства. Зачастую церкви и дворянские имения внешне напоминали маленькие крепости. Внешняя строгость, однако, нередко соседствовала с пышным внутренним оформлением.

«Настоящим барокко» следует считать так называемое виленское барокко – стиль, пришедший   на смену «сарматскому». Это более лёгкий и пышный стиль.

«Патриархальность» сарматского барокко достигала такого размаха, что архитекторы не чуждались даже элементов славянского язычества. Фарный костёл в Полоцке, образец сарматского барокко, содержит три каплицы, повёрнутые алтарными частями в разные стороны и посвящённые разным святым. «Замок Радзивиллов» в Белоруссии просто испещрён национальными белорусскими элементами, включая вмонтированный в стену камень в виде бычьей головы – своеобразный талисман.

Украинское барокко в архитектуре

Украинское барокко, в силу вышеперечисленных обстоятельств, усваивало и перерабатывало наследие древнерусского зодчества. Основу большинства храмов составляло крестово-купольное сооружение. При этом купола получали характерную грушевидную форму. Для украинского барокко характерна особая расцветка куполов и самого здания: здание окрашивалось белым или голубым, а купола делались зелёными или золотыми. На крестово-купольную конструкцию накладывался барочный декор, например, фасады с растительным орнаментом и изображениями ангелов, ризалиты, портики и полуколонны.

Украинское барокко сильно повлияло на становление «стиля барокко» в России. Многие московские мастера XVII века были выходцами с Украины. Это проявлялось не только в архитектуре: при Алексее Михайловиче в Москву хлынул поток «учёных людей» с Украины, принёсших в старую Москву новые культурные веяния.

Влияние украинского барокко на русскую культуру было столь сильно, что «украинские» церкви можно обнаружить даже в Сибири. Хороший пример – тюменский Троицкий монастырь, типично «украинский» по своей форме и расцветке («белый низ, золотой верх», грушевидные купола и т. д.).

Кроме церквей, украинское барокко представлено и гражданскими постройками, самая известная из которых – резиденция Мазепы в селе Ивановском (Курская область). Мазепа был одним из самых больших покровителей украинской архитектуры своего времени, поэтому некоторые украинские историки говорят о «мазепинском», а не «украинском», барокко.

Мазепинские палаты, как предполагают, построил известный московский архитектор XVII – XVIII века Осип Старцев. По крайней мере, сохранилось письмо Мазепы Петру I от 1693 года, в котором он просил царя выслать ему на Украину Старцева – «каменных дел мастера», и ответ царя, в котором сообщалось, что Осип Старцев выехал в Киев по царскому приказу.

Видео: Украинское барокко. Храм Свято-Успенской Святогорской Лавры

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
ЭДУАР ВЮЙЯР
ЭДУАР ВЮЙЯР

ВЮЙЯР, (ЖАН) ЭДУАР (Vuillard, Jean-Edouard) Французский художник родился 11 ноября 1868 года в местечке Кюизо

Как картина облагораживает пространство
Как картина облагораживает пространство

Искусство во всех его проявлениях представляет собой необходимую сферу жизненного цикла, способную открыть перед человеком

Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика