Для эпохи барокко скульптура была весьма «незаменимым» видом искусства. Можно сказать, что всё направление в целом было «скульптурным»: в скульптурное произведение превращались монументальные здания, скульптурная пластика была присуща героям живописных полотен, со скульптурной грацией обустраивались садово-парковые, городские и дворцовые ансамбли. И сам человек, заключённый в элегантные одежды, парики и высокие шляпы, обсыпанный пудрой, превратился в живую скульптуру.
Скульптура для барокко была незаменима ещё и по той причине, что позволял добиться нужной торжественности и впечатляющего эффекта. Скульптура в эпоху барокко становится частью дворцового и церковного интерьера, парка, городской площади, поэтому заказывается в значительных объёмах.
Скульптура барокко характеризуется избыточностью деталей, театральностью поз и жестов, сложностью сюжетов и торжественностью обстановки. Эти принципы творчества потребовали от мастеров тщательной проработки своих произведений, включая мельчайшие детали. Скульпторы пользовались различными материалами, создавая насыщенные и зачастую многоцветные композиции, цель которых – подчеркнуть богатство и могущество владельца произведения, даже если такового не было. Так, массивная скульптурная группа в алтаре церкви должна была внушать прихожанам благоговейный страх и покорность, смешанные с восхищением.
У скульптур и лепнины было и ещё одно предназначение в этом смысле. В эпоху барокко распространение научных знаний и популяризация светского образа жизни изменили мировоззрение человечества. Человек перестал бояться бога и его рясоносных слуг, а помыслы из этических переросли в эстетические. Пугать население «божьей карой» и обещать послушным рабам «царство небесное» уже не было смысла, и церкви нужно было изобрести что-то, что могло бы поразить людей и вернуть церкви былой авторитет. Таким изобретением и стало барочное искусство в целом и скульптура в особенности. Поэтому темами барочных произведений становились чаще всего библейские мифы и аллегорические творения, излагающие христианское учение. Наконец, с помощью пышного искусства католическая церковь пыталась бороться с набиравшим силу протестантизмом.
Скульптуры с прямо-таки античной претенциозностью (и неким азиатским роскошеством) как бы бросали вызов скромным молельным домам протестантов, лишённым всяких «благоукрашений», кроме того – церковь, позволяя в своём пространстве подобные «вольности» и даже покровительствуя им, пыталась «переманить» на свою сторону творческих людей, которых она в предшествующую эпоху тщательно от себя отторгала.
Знаменитые скульптурные произведения барокко, фото которых представлены, в частности, на различных туристических сайтах, стали «визитной карточкой» многих городов, площадей и церквей.
Экстаз святой Терезы
Характерное произведение эпохи итальянского барокко, созданное Джованни Лоренцо Бернини. Работы этого великого скульптора считаются эталонными для всей барочной эпохи. Сюжет этой скульптурной группы, расположенной в капелле церкви Санта-Мариля-Делла-Витториа, взят из христианской легенды о святой Терезе – испанской монахине, канонизированной церковью. Она якобы удостоилась видения: к ней спустился ангел, когда она лежала в постели, и пронзил ей живот золотой стрелой, отчего она испытала «сладостную муку».
Скульптура выполнена из мрамора; в мраморе же вырублен фон произведения – облака на небе. Одеяния персонажей – святой Терезы и ангела – как бы развеваются на ветру. Чувства их, особенно оперируемой «святой», сильно выражены и преувеличены, что создаёт эффект пафоса и неестественности. Действие происходит под сиянием бронзовых лучей, обозначающих божественный свет.
Однако барочная скульптура тяготела не к одной лишь пафосности. Художники и скульпторы продолжают изучать человеческое тело, предметы и законы окружающего мира; при всей своей фантастичности произведение должно было быть правдоподобным.
- Если это человеческий портрет, то он должен подчёркивать особенности внешности изображённого, даже если эти особенности окружены неестественным фоном.
- Правдоподобие для барочных скульпторов было одним из действенных средств их арсенала: зрителю должно казаться, что сейчас вот эта величественная скульптура оживёт и пойдёт бродить по городу, а то и начнёт преследовать непокорного грешника.
- Характерно в этом плане испанское барочное искусство. Скульптуры в Испании чаще всего изготавливались из дерева, а для пущего правдоподобия их снабжали стеклянными глазами, хрустальной слезой, одевали в настоящую одежду.
«Экстаз святой Терезы» связан с непростой жизненной судьбой Бернини, которая является хорошим примером образа жизни человека эпохи барокко. Сын и ученик известного скульптора Пьетро Бернини, Джованни Лоренцо Бернини поначалу развивается как полноценная творческая личность: у него множество заказов от знатных особ, ему покровительствуют римские папы, называющие его своим другом; папа Григорий XV посвятил его в рыцари. При этом Бернини сожительствует с некоей Констанцией, однако однажды узнаёт, что она изменяет ему с его младшим братом Луиджи.
Бернини подстерегает брата и вступает с ним в драку, а его слуга в отместку за измену по приказу Бернини уродует Констанцию, пока она спит. История имеет неприятный исход: Бернини калечит своего брата. Констанция садится в тюрьму за измену, а Луиджи подвергается высылке из города. Сам Бернини, однако, отделывается лёгким штрафом – ведь за него вступился его друг – папа Урбан VIII.
Но популярность Бернини падала, а очередной папа приблизил к себе другого фаворита. Чтобы вернуть утраченную популярность и положение в обществе, Бернини на поздней стадии своего творчества и создал скульптуру «Экстаз святой Терезы». Скульптура произвела нужное впечатление, репутация Бернини была восстановлена, а сам он, по легенде, прожил оставшуюся жизнь как прилежный христианин.
Бывало, что стремление к внешнему впечатлению соседствовало с конструктивной недальновидностью неопытных мастеров. Тому же Бернини были заказаны две башни на собор Святого Петра в Риме. Он решил сделать их побольше, но не учёл элементарных обстоятельств конструкции, и первая же башня вскоре разрушилась.