— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Импрессионизм в живописи: стиль в изобразительном искусстве и его особенности

20.02.2014

Импрессионизм в живописи: стиль в изобразительном искусстве и его особенности

Импрессионизм в живописи можно назвать начальным этапом современного искусства, искусства нового типа. Однако его предпосылки зарождаются значительно раньше, ещё в искусстве XIX века. В общем случае предтечей импрессионистского искусства был романтизм, поставивший в центр произведения индивидуальную личность.

А воплощением романтической идеи в изобразительном искусстве было акварельное творчество английских художников викторианской эпохи, во главе с У. Тёрнером. Помимо него, стоит также взглянуть на творчество Дэвида Кокса и других английских акварелистов, которых также можно считать предшественниками импрессионистов.

А собственно импрессионизм в живописи имеет точную дату возникновения. Точнее, таких дат несколько. В 1872 году Клод Моне написал свою картину «Впечатление. Восход солнца», которая дала название всему стилю (от франц. Impression – «впечатление»). Ранее, в 1863 году, Эдуард Мане написал получившую скандальную репутацию картину «Завтрак на траве».

В 1874 году в мастерской фотографа Надара состоялась первая крупная выставка художников «нового пошиба», которых один малоизвестный журналист из пренебрежения окрестил «импрессионистами», намекая на картину одного из них – Клода Моне. Художники не обиделись, а в качестве вызова приняли это название, лишив его негативного и пренебрежительного смысла.

Упоминавшаяся картина Эдуарда Мане, «почти однофамильца» своего вышеназванного коллеги, вызвала бурю негативных откликов своей дерзостью и чертами «декадентства». На картине двое мужчин, одетых как денди, ведут беседу, сидя на траве в лесу во время пикника; третьей в этой компании выступает абсолютно голая женщина, которая дерзко смотрит в лицо зрителю.

Мужчины её как бы не замечают, хотя она прижимается к одному из них. Вдалеке моется в реке ещё одна женщина, которая выглядит непропорционально большой. Картина написана в довольно небрежной манере, местами художник даже не пытается скрыть мазки. Свет на картине прямой, почти не дающий тени. Изображение производит впечатление того, что всё происходящее имело место в студии, а не на природе. «Завтрак на траве» не был допущен на выставку Парижского салона, поэтому картина выставлялась в так называемом Салоне отверженных.

Что живописали импрессионисты

Импрессионизм в живописи: стиль в изобразительном искусстве и его особенностиИмпрессионисты отказывались поднимать в своём творчестве глобальные философские проблемы, предпочитая сосредоточиться на мимолётных событиях, поверхностности, изменчивости настроения. Импрессионизм, подобно искусству Возрождения, строится на восприятии перспективы, однако это восприятие, на взгляд импрессионистов, субъективно и индивидуально. Это и старались показать на своих полотнах художники, для которых было не столько важно, что изображено, сколько то, как это изображено.

Любой предмет, попадающий в поле зрения импрессионистов, приобретал черты, свидетельствующие о внутреннем мире художника. Цвет и форма становятся основополагающими составляющими образа. Дерево на импрессионистской картине перестаёт быть просто деревом, оно неразрывно связано с восприятием этого дерева самим художником, натура которого незаурядна и часто сложна; автор картины может быть человеком, скажем так, психически не совсем здоровым, и это непременно будет отражено в изображении дерева.

Поначалу картины импрессионистов были посвящены только положительным проявлениям жизни, из них исключались социальные проблемы, такие как голод, болезни или войны. В дальнейшем среди импрессионистов по этому поводу произошёл раскол.

Социально-философская позиция импрессионистов

Импрессионисты отличались новаторством и в самом отношении к искусству. Для XIX века было характерно аристократическое понимание творческой деятельности: искусством занимались преимущественно дворяне, они были основными заказчиками произведений; разумеется, их интересовало в произведениях то, что им самим казалось величественным.

  • Картины, изображающие быт низовых классов, посвящённые темам бедности, болезней, живописавшие бродяг и крестьян, отпугивали представителей аристократии и приобретались в основном ценителями конкретных художников или знатоками искусства. Между тем иерархия жанров, характеризовавшая академическое дворянское искусство, сковывала творческую свободу.
  • Импрессионисты заняли в этом плане интересную позицию – компромиссную. В их творчестве были отброшены библейские, исторические, мифологические и литературные мотивы, однако художники тяготели к признанию, стремились к уважению и популярности, даже к материальному вознаграждению. Так, Эдуард Мане годами пытался добиться признания у руководителей парижского Салона. Поэтому импрессионисты были заняты темами, привлекавшими широкие массы, от дворян до простых горожан: это праздники, вечеринки, приятное времяпрепровождение, а также удивительное восприятие повседневных, будничных вещей.
  • Романтизм в живописи, можно сказать, не исчез, а причудливым образом трансформировался: на место «внешнему» романтизму пришёл «внутренний». И это тоже имело свой смысл: «байроническая» эпоха разложилась, как только людей с претензией на незаурядность и «героичность» появилось слишком много, повседневность захватывала всё большее пространство, и в такой действительности достоинство личности определялось не тем, где человек служит, как далеко путешествует и какими техническими навыками владеет, а тем, как он воспринимает обыкновенное окружение.

Так, романтик XIX века стремился в экзотическую Индию, но в конце века британизированная Индия, наполненная английскими промышленниками, чиновниками, туристами и авантюристами, перестала быть экзотикой. Неосвоенный и дикий в начале XIX Кавказ спустя 80 лет превратился в рядовую российскую провинцию, где жалкие остатки горцев вытеснены к бесплодным горным вершинам. Не было смысла бежать в дальние края в поисках приключений – их можно было с большим успехом найти в загородном лесу, на озере или в деревне.

Видео: Импрессионисты: живопись и революция

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до

Дидье Лоренцо – яркий представитель современно искусства
Дидье Лоренцо – яркий представитель современно искусства

С чего началось творчество Лоренцо Дидье Лоренцо – один из самых основным представителей современного искусства.

Авинаш Манекар и его язык тела
Авинаш Манекар и его язык тела

С чего началось творчество Авинаша Манекара Авинаш Манекар известный молодой художник, родом из Индии. Его


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика