— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Цветы, живопись: живописания цветов

30.05.2014

Цветы, живопись: живописания цветов

С чего молодые художники начинают освоение изобразительного искусства? Нередко – с живописания цветов. Цветочные композиции во многих отношениях можно назвать идеальным объектом для живописания юным художником: здесь на небольшом пространстве расположены предметы несложной формы, но изобилующие мелкими деталями (лепестки, листья, элементы орнамента на вазе). Цветочная композиция позволяет изучить взаимоотношения фона и основных объектов на первом плане. Если вы начали изображать цветы – живопись для вас, чего доброго, этим не ограничится.

Однако как показывает история, живописание цветов во все времена ассоциировалось не с детским творчеством или творчеством начинающих, а с самым что ни на есть «взрослым» искусством. Дело в том, что цветы с самых древних времён имели огромное значение в магии и религии. Первым делом в цветах видели символ пробуждения природы, символ жизни, процветания, духовного и телесного здоровья.

Одним из самых древних примеров изображения цветов в живописи можно считать бесчисленные изображения лотоса на стенах египетских храмов и пирамид. Лотос считался священным цветком: египтяне верили, что в лотосе содержится божественная сила, и стоило человеку вдохнуть аромат этого цветка, как эта божественная энергия наполняла его самого. На древнеегипетских изображениях часто присутствуют сцены вдыхания аромата лотоса; этому действию, по-видимому, египтяне придавали характер религиозного ритуала.

Древние греки и римляне покрывали цветочными гирляндами статуи богов и героев, украшали цветами победителей спортивных состязаний, а также правителей, поэтов и ораторов.

Другая сторона «цветочной» символики – это, конечно же, сфера любви, как романтической, так и эротической. Покровительницей цветов и садов в Греции считалась Афродита – богиня любви, которую представляли увенчанной фиалками. Греки верили, что в каждом цветке и вообще растении живёт какая-нибудь нимфа.

Известны древнегреческие мифы о Гиацинте и Нарциссе, которые были превращены богами в цветы. Так, Нарцисс был превращён в цветок за свою гордыню и самолюбие. Это свидетельствует о том, что древние греки понимали «тёмную» сторону красоты; наслаждаясь видом прекрасного цветка, они также вспоминали об определённых человеческих пороках.

Увлечение цветами особенно распространилось в Древнем Риме, в позднюю эпоху его существования. Тогда интерес к цветам приобрёл даже крайние формы. Так, роза, ранее посвящённая Венере-Урании – богине возвышенной любви, теперь стала атрибутом Венеры-Пандемос – богини чувственной, эротической любви; роза стала символом роскоши и разврата. Именно поэтому ранние христианские авторы обрушивались с гневными проклятиями на розы, а церковные иерархи издавали законы, запрещающие использовать розы в религиозных и даже светских мероприятиях.

В исламском мире изображения цветов стали особенно популярными, так как ислам запрещает изображение любых живых существ; цветы и другие растения при этом не считаются живыми существами. Поэтому цветочный орнамент стал непременным элементом росписи мечетей, оформления рукописей и книг. В более демократичной Албании мечети нередко украшаются даже натюрмортами.

Картины маслом – цветы

Цветы, живопись: живописания цветовИменно исламский мир заново открыл для европейского искусства цветочную культуру. В VIII веке император Карл Великий во время одного из крестовых походов увидел живописный арабский сад; вернувшись на родину, монарх приказал вырастить при своём дворце подобный сад. С этого же времени европейские художники, пока ещё в значительной мере иконописцы, начинают изображать цветы в своих работах и разрабатывать особую символику цветов.

Эта символика была довольно противоречивой. С одной стороны, слова пророка Исайи, тексты псалмов и «Нового завета» уподобляют человека и всё бренное на земле траве и цветам, жизнь которых скоротечна. Такая трактовка цветов дожила даже до XVII века, когда цветы стали элементом голландских «ванитас» – натюрмортов «кошмарного» содержания. Часто, но не всегда цветы на этих картинах изображались увядающими. Цветочным венком мог быть увенчан череп – центральный элемент такого натюрморта.

С другой стороны, слова того же Исайи упоминают «древо Иессеево», росток от него и цветок, который вырастет на этом ростке. Богословы истолковывали это как пророчество о Христе. Отсюда цветы и природа оправдывались, а их изображения принимали положительную символику. Красота цветов свидетельствовала, что мир создан богом.

Через некоторое время после похода Карла Великого появилось описание некоего монастырского сада в Германии, автор которого особенно выделил два цветка – розу и лилию; при этом роза теперь истолковывалась как символ крови мучеников, пролитых за христианскую веру. Лилия же для автора описания означала горячую, пылкую веру.

Когда натюрморт превратился в самостоятельный жанр живописи и когда он освободился от религиозной символики, весь художественный опыт предшествующих поколений, касающийся цветов, «кристаллизировался» в жанр цветочного натюрморта, особенно популярный у голландских мастеров XVIII века.

Художники классической эпохи создавали картины на тему античного «Царства Флоры». Изображения цветов на них имели закреплённую символику.

  • Амариллис – луковичное растение из семейства нарциссовых; этот красивый цветок, имеющий разнообразную окраску, связывали с Нарциссом (мифологическим героем).
  • Астер, он же маргаритка, толковался как символ любви, плодородия и весны. В христианской символике белая маргаритка относилась к деве Марии.
  • Аквилегии, они же лютики, означали «прославление Мадонны», если были белыми, и кровавую войну, если были красными (это символ Ареса, бога войны).
  • Лихнис, он же горицвет, понимался как символ бога Юпитера – громовержца и создателя всего сущего. На самом деле здесь художники допускали неточность, ибо настоящим цветком Юпитера в древности считалось растение, известное нам как «анютины глазки».

Видео: Как рисовать цветы

)

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
ЭДУАР ВЮЙЯР
ЭДУАР ВЮЙЯР

ВЮЙЯР, (ЖАН) ЭДУАР (Vuillard, Jean-Edouard) Французский художник родился 11 ноября 1868 года в местечке Кюизо

Как картина облагораживает пространство
Как картина облагораживает пространство

Искусство во всех его проявлениях представляет собой необходимую сферу жизненного цикла, способную открыть перед человеком

Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика