Кто в зимнюю пору является самым искусным и совершенным художником? Наверное, сам Мороз. Достаточно посмотреть на узоры, которые он создаёт на оконном стекле: иные фантазёры отыскивали в этих стихийных изображениях целые осмысленные пейзажи.
Словно хорватский примитивист Иван Генералич, создаёт Мороз свои произведения на стекле, наполняя их огромными фантастическими цветами. А по свидетельствам тех же фантазёров, мороз чуть ли не копирует различные картины художников. Зима, в общем, самой природой предназначена для художественного творчества.
В отличие от хозяина положения – мороза, смертный человек чаще всего не в состоянии отобразить зимний пейзаж «с натуры». Выйти зимой на пленэр способен только настоящий художник-экстремал, да и неизвестно ещё, получится ли у него что-то осмысленное, не говоря уже о живописном. С сегодняшними материалами, скорее всего, что-то и получится, а вот в XIX веке инструментарий художников был более скромным.
Так что рассматривая произведения известных пейзажистов-классиков, мы сталкиваемся с какими-то разведчиками. И правда ведь – они каким-то непостижимым образом вторгались в запретную стихию, в которой господствуют стужа, мороз, лютая зима; и то, что они осмеливались изобразить на своих полотнах, воспринималось как некое открытие, да и сегодня многими зрителями воспринимается именно так.
По сравнению с этими картинами фото зимнего пейзажа не обладают такой особенностью; хотя это опять-таки зависит и от фотографа (который может оказаться талантливым фотохудожником), и от зрителя – некоторые склонны воспринимать чуть ли не любую обыденную картину как откровение. На таких зрителях, как говорится, «греха нет», но большинству всё-таки необходимо показать нечто особенное.
Рисунки зимнего пейзажа – тема отдельного разговора. Зима сама по себе не изобилует живописными красками и оттенками, окрашивая природу по преимуществу в два основных цвета – чёрный и белый. И здесь художники, создающие одноцветные произведения, могут поэкспериментировать с формой, рельефом, общим эмоциональным настроем изображения зимы.
Иные миры
Для художников-классиков обращение к теме зимнего пейзажа зачастую совпадало с неким новаторством в искусстве.
- Никифор Крылов был первооткрывателем зимнего пейзажа в русском искусстве и вместе с тем одним из первых художников-реалистов, к тому же он окунулся в «запретную» для академического искусства сферу, изобразив повседневную жизнь русских крестьян на снежном фоне.
- Импрессионисты любили изображать рубеж зимы и весны, стремясь запечатлеть момент перехода природы из одного состояния в другое – из смерти в жизнь, из туманного сна в материальную реальность.
- Куинджи превратил зимний пейзаж в поистине сюрреалистическое действо. С первого взгляда не особенно понятно, что изобразил художник. Только взглянув на название произведения, зритель понимает, что перед ним зимний пейзаж. В этом Куинджи предвосхитил многих художников ХХ века.
- Особой смелостью отличается картина советского художника Константина Юона «Мартовское солнце». На ней весна прямо-таки «врывается» в зимний пейзаж: кажется, что на смену зиме в следующее мгновение придёт не весна, а сразу лето. В числе смелых ходов художника здесь можно отметить использование чистого чёрного цвета в изображении лошадей. Этот цвет выбивается из общей колористической гаммы и вместе с тем гармонирует с немного необычным цветовым решением произведения. Кажется, природа решила исполнить собственную пятилетку по-стахановски, принеся летнее солнце и тепло сразу к исходу снежной зимы.
- Зима, сани, тройка – этот традиционный сказочный набор тоже использовался художниками для создания соответствующего изображения зимы. Подобные пейзажи были популярны на советских настенных коврах.
- А. Пластов – интересный советский художник-пейзажист, недостаточно оцененный ещё при жизни. С его картин советские школьники начинали знакомиться с живописью, однако самого художника, почти всю жизнь прожившего в деревне, упрекали в недостаточной идеологичности.Какая идеологичность может быть в произведениях художника, состоящих по преимуществу из сельских и просто природных пейзажей? Учителя приучали школьников высказываться о его картинах в таком духе – мол, на картине «Первый снег» крестьяне вышли из избы, чтобы порадоваться новому, чистому, свежему снегу, который предвещал важные перемены в их судьбе. На самом деле на этой картине происходящее больше похоже на «дзен»: вышедшие из избы крестьяне радуются первому снегу без всякой веской причины, всем существом воспринимая происходящее вокруг.
Отмечалась и символичность картины: на ней, видимо, изображается церковный праздник – Покров, который традиционно совпадал с выпадением первого снега; этот снег и символизирует «покров пресвятой богородицы», покрывающий все печали и невзгоды, приносящий облегчение и некоторое подобие гармонии в безрадостную жизнь русской бедноты.Что скрывает первый снег? Наверное, грязную, чёрную землю, ветхое крыльцо скромной избушки, прогнивший штакетник. Один современный критик говорит, что эта известная многим картина лично у него вызывает не радость, а тоску – не унылую, а высокую поэтическую тоску, мечтательность. Пожалуй, нечасто искусство ХХ века, притом советское, радовало любителей столь серьёзными и глубокими произведениями, лишёнными политического, хозяйственного или поверхностно-утилитарного смысла. Но, как видно, в стороне от пафосных пятилеток и строительных свершений это искусство продолжало жить своей, достаточно насыщенной жизнью. - Некоторые современные российские художники используют зимний пейзаж, как правило, сельский, в изображениях традиционной сельской действительности, естественной простоты, утраченной современным обществом. Возврата «назад, к природе» здесь не происходит – такие картины очень ненавязчивые. Но своей простотой, неброскостью они и привлекают, представляя некую альтернативу нынешней действительности.