В высшей степени странным человеком предстаёт перед нами Винсент ван Гог. Биография его преисполнена по большей части болью и отчаянием, а также прогрессирующей душевной болезнью, которая влияла на его творчество; и наоборот, своим творчеством он влиял на течение своей болезни: картины, написанные в последний период своей недолгой жизни, он называл «громоотводами болезни».
И жить торопится, и веровать спешит
С самого начала Винсент ван Гог вёл жизнь какую-то неприкаянную. Его родственники занимались продажей картин, будучи совладельцами крупной дилерской фирмы. И поступив к ним на службу, Винсент начинает всерьёз интересоваться искусством. Пока этот интерес по большей части пассивный – ван Гог изучает творчество великих мастеров. Однако делает и первые попытки собственного творчества.
Дела Винсента идут хорошо, и вскоре он переводится в более крупный офис фирмы, находящийся в Лондоне. Однако затем его деятельность резко идёт на спад, в результате чего его увольняют.
- Одной из причин начавшегося душевного расстройства ван Гога была неудачная любовь, точнее – неудачная попытка наладить семейную жизнь.
- Другая причина – его «религиозное подвижничество». Отец ван Гога – протестантский священник, и его предки также были священниками. В молодости ван Гог помогал бедным, работал «сиделкой», читал Евангелие и проповедовал в бедных городских кварталах и в сельской местности. Наконец, он принимает решение поступить в университет в Амстердаме на отделение теологии.
Готовясь к вступительным экзаменам, он изучает богословие под руководством своего родственника Йоганса Стрикера, однако затем разочаровывается в учёбе и возвращается домой. Впоследствии он прошёл трёхмесячный проповеднический курс в пасторской школе под Брюсселем, хотя существует версия, что там он не задержался надолго – его якобы выгнали за неряшливый внешний вид и неподобающее поведение.
Попытки поступить в художественное училище также не увенчались успехом: проучившись некоторое время, Винсент вдруг всё бросает и уезжает домой. Затем следует ещё одна попытка поступления в училище, кроме того, он берёт частные уроки живописи, однако и этот «учебный план» очень быстро срывается. Впоследствии недостаток образования мучительно скажется на его творчестве. Так, ван Гог столкнётся с неумением изобразить человеческую фигуру.
Помучившись некоторое время, он всё-таки «выкручивается»: на картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель», художник уподобляет фигуры людей скалам, трактуя такой художественный ход по-философски: мол, люди для него – это органичная часть окружающей природы, с которой в определённых случаях они должны почти что сливаться. Этот приём он использовал и в других своих картинах. Также в более позднее время, восполнив недостаток художественного образования, ван Гог внедряет и противоположный приём – изображение деревьев и скал так, чтобы они были подобны человеческим фигурам.
Младший брат Тео
В начальный период своего творчества Винсент ван Гог так и остался бы незамеченным, если бы не всяческая помощь со стороны младшего брата – Тео ван Гога. Тео работал в той же дилерской компании и, в отличие от Винсента, смог сделать блестящую карьеру. Тео организует выставки, в которых участвуют и картины его брата, хотя не все сотрудники фирмы и устроители выставок были согласны представить картины Винсента публике.
Тео, как говорится, горой стоял за честь своего талантливого брата, которого очень уважал и поддерживал до самой смерти. Тем не менее, совладельцы фирмы и организаторы выставок оказались правы: публика приходила в ужас от картин ван Гога и отказалась их приобретать. С одной стороны, это глубоко задело Винсента, уверенного в своём таланте; с другой же стороны – подвигло на продолжение художественного образования.
Интересно, что при жизни ван Гога была продана только одна его картина – «Красные виноградники в Арле», представленная на брюссельской выставке «Группы двадцати» в 1889 году; картину приобрели за небольшую сумму в 400 франков. Однако после смерти художника его произведения вошли в число самых дорогих в мире: многие картины стали продаваться по цене больше 100 миллионов долларов. Влача при жизни репутацию неудачника, малоспособного к живописи дилетанта, после смерти он был признан, ни много ни мало, гением.
Несмотря на довольно многообразное творчество, в массовом сознании наиболее известны разве что «Подсолнухи» ван Гога, да ещё портрет с отрезанным ухом (точнее – два портрета). Отрезанное ухо – свидетельство захватившей художника душевной болезни. В то время к нему в его имение в Арле приехал знаменитый художник и его близкий друг и единомышленник – Поль Гоген. Вместе с ним ван Гог хотел обсудить планы создания «Южной мастерской живописи», которые они наметили задолго до этого.
Дружеская беседа переросла в конфликт, после чего ван Гог набросился на Гогена с бритвой. Тот сумел остановить Винсента, а тот, в порыве раскаяния (по иной версии – эпилептического припадка) отрубил себе ухо. Не исключено, однако, что ухо ван Гогу отрезал сам Гоген. Эта версия практически нигде не обсуждалась, однако странен тот факт, что Гоген спешно удалился из Арля, не навестив ван Гога в больнице, куда тот был перевезён.
Что касается «Подсолнухов», то цикл этих картин также становится предметом насмешки над художником: мол, известно, что жёлтый цвет успокаивает душевнобольных. Однако примечательно, что действительно успокаивали ван Гога в период обострения его болезни картины в совсем иных тонах – сине-зелёных, каковы «Ирисы».
В целом, колебания настроения напрямую влияли на цветовую гамму его произведений и даже их вариантов, при этом на сюжете картин они почти не отражались: почти все картины ван Гога – это пейзажи, натюрморты и портреты. В этом было его творческое кредо и принципы постимпрессионизма: изображать предметы не такими, какими они есть в действительности, а какими они могут быть в воображении художника.