— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

«Моисей» Микеланджело: фрески, скульптуры и биография

02.02.2014

«Моисей» Микеланджело: фрески, скульптуры и биография

«Моисей» – ещё одна знаменитая скульптура Микеланджело. Произведение создавалось в 1513 – 1515 годах и является частью той самой мраморной гробницы папы Юлия II, создание которой было отменено из-за отказа папы оплатить работу. «Моисей» Микеланджело знаменует начало нового этапа в творчестве мастера. Он ещё не разочаровался в высоких идеалах Возрождения, но его работы стали более сдержанными.

Эта сдержанность призвана подчеркнуть внутреннюю мощь и энергию, скрытую в образе ветхозаветного старца Моисея.

  • Мастер отказался от массивных выпуклостей, которые были характерными для его более раннего творчества. Этот подход он впервые наметил во время росписи потолка Сикстинской капеллы, и вот теперь он получил своё воплощение в скульптуре.
  • Для восприятия образа Моисея важен временной фактор. Зритель, осматривая сдержанную фигуру библейского царя, постепенно замечает, как нарастает ощущение силы и величия, незаметное с первого взгляда.
  • «Моисей» Микеланджело также известен тем, что библейский герой изображён с небольшими рожками. Рога – это следствие ошибки в «Вульгате» – латинском переводе «Ветхого Завета». В древнееврейском тексте приведено слово, которое имеет несколько значений и может обозначать как «рога», так и «лучи света». Очевидно, что люди не могли смотреть на лицо Моисея не потому, что «рогато было оно», а потому, что от него «исходили лучи яркого света».

Рядом с Моисеем в одной группе находятся скульптурные изображения Лии и Рахили, выполненные учениками Микеланджело.

Исследователи искусства считают, что в скульптуре «Моисей» Микеланджело произвёл своеобразное переосмысление произведения его предшественника – скульптуры Донателло «Евангелист Иоанн».

«Сотворение Адама» Микеланджело

«Моисей» Микеланджело: фрески, скульптуры и биография

«Сотворение Адама» – одна из фресок потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело создал это изображение около 1511 года. Как нетрудно догадаться, фреска «Сотворение Адама» – одна из самых «ранних» частей композиции (согласно мифологической истории человечества). И, как и всякое изображение на религиозную тему, «Сотворение Адама» существенно переосмысляет библейский миф в духе Высокого Возрождения.

В бесконечном небесном пространстве пребывает бог, окружённый бескрылыми ангелами. Слева от него, на зелёной скале, находится лежащее тело Адама. Оба персонажа протягивают друг другу руки, и вся композиция сосредоточена на этом жесте. Бог в этом жесте посылает импульс, а Адам принимает его. Руки Адама и бога максимально близки, однако не соприкасаются, что означает недосягаемость «божественного» для человека при бесконечном стремлении к нему.

Бог, посылая импульс Адаму, «вкладывает» в него душу, вследствие чего Адам поднимается, его тело приходит в движение. В изображении Адама Микеланджело осваивает новый для себя приём – обозначение динамического перехода фигуры от неподвижности к движению. Несомненно, в фигуре Адама Микеланджело воспел красоту человеческого тела, а в образе бога мастер изобразил не «чудесное начало», а огромную творческую энергию. Таким образом, истинный смысл фрески «Сотворение Адама» философски-гражданский: жажда познания, безграничные возможности для человеческого развития, бесконечное стремление в этом развитии к Абсолюту (богу) при невозможности достичь его во всей полноте.

Отношение Микеланджело к своему творчеству

Современники пишут, что полёт воображения Микеланджело был поистине неисчерпаемым: в его идеях было гораздо больше, чем можно было сотворить руками. В таком духе отзывается о нём Вазари. Во всём он стремился достичь абсолютного совершенства, и это стремление диктовало ему любопытное поведение: Микеланджело нередко бросал свои произведения, когда осознавал, что они получатся не столь совершенными, как он того хотел, а также уничтожал свои наброски, рисунки и картоны, чтобы посторонние не увидели всех трудов и мучений, с которыми он обдумывал свои идеи.

Наверное, с такой манерой поведения Микеланджело связан и тот факт, что ряд его неизвестных рисунков и других произведений постоянно обнаруживаются в хранилищах и запасников различных музеев по всему миру. Самой последней работой великого мастера считается та, которая была найдена в 2007 году в архивах Ватикана. Это рисунок одной из деталей купола собора Святого Петра. В 2002 году его рисунок меноры – подсвечника для семи свечей – был найден… в Национальном музее дизайна в Нью-Йорке.

Капелла Медичи

Творчество Микеланджело являлось завершающей стадией развития эпохи Возрождения, и в заключительных его произведениях наметились мотивы отчаяния и разочарования в прежних идеалах. Это было не просто волеизъявлением художника: к такому видению подталкивали внешние обстоятельства. В духе наступающей новой эпохи выглядит история, связанная с возведением Капеллы Медичи во Флоренции (1520 – 1535).

Папа Лев Х из рода Медичи предложил Микеланджело создать новый фасад для церкви Сан-Лоренцо, который по плану должен был стать роскошным и богатым по убранству. Долгое время Микеланджело работал над созданием проекта, но к моменту завершения этих раздумий оказалось, что у папы нет средств. Чтобы не отдалять мастера от себя, кардинал Джулио Медичи (папа Лев Х к тому времени умер) предложил ему возвести во Флоренции капеллу. Микеланджело согласился, однако желания заказчиков ограничили творческую свободу художника.

Ощущение тревоги и мрачности проявились в готовой композиции. Капелла Медичи представляла из себя небольшое здание с глухими шероховатыми стенами, «разбавленными» редкими окнами. Эти окна являлись практически единственным доступом солнечного света в капеллу. Внутри капеллы расположились скульптурные изображения, в их числе – скорчившиеся мальчики, отражающие, по всей видимости, угнетённое состояние Флоренции в те годы. Недоработанность основных фигур – Христа, Богоматери – сообщало им новую выразительность, также мрачную и тревожную.

Видео: Главный секрет Микеланджело

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
ЭДУАР ВЮЙЯР
ЭДУАР ВЮЙЯР

ВЮЙЯР, (ЖАН) ЭДУАР (Vuillard, Jean-Edouard) Французский художник родился 11 ноября 1868 года в местечке Кюизо

Как картина облагораживает пространство
Как картина облагораживает пространство

Искусство во всех его проявлениях представляет собой необходимую сферу жизненного цикла, способную открыть перед человеком

Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика