Итак, основным призванием Микеланджело была скульптура, и именно её ему суждено было поднять на новый уровень. Конечно, здесь мы имеем дело с тем случаем, когда новое – это хорошо забытое старое. Микеланджело, конечно, вдохновлялся работами своих старших современников, но окончательно он сформировал свой стиль скульптуры после находки «Лаокоона», от которого взял главные принципы творчества. Скульптуры Микеланджело впоследствии приобрели «канонический» статус.
Мускулистость и телесность
Найденная в 1506 году мраморная скульптура была римской копией, изготовленной Агесандром и его сыновьями Полидором и Афинодором около 50 года до нашей эры. Оригинал был изготовлен из бронзы около 200 года до нашей эры в Пергаме и до наших дней не сохранился.
Скульптура отличается усложнённой композицией; мускулистые тела героя Лаокоона и его сыновей стоят в сложных позах, показывающих их как бы в движении; для всего произведения характерен выраженный динамизм.
Вскоре после находки античной скульптуры в европейском искусстве начал утверждаться стиль, основанный на изображении динамичных, напряжённых тел. Вначале это были темы, чаще всего связанные со сражениями, однако в эпоху маньеризма и тем более барокко напряжённость, изогнутость и театральность поз охватила самые разные отправления человека, воплощённые в камне или на холсте. Динамизм превратился в своеобразную моду, а статичные скульптуры предшествующих эпох стали восприниматься как архаичные и несовершенные. Одним из первопроходцев нового стиля в скульптуре и живописи был именно Микеланджело.
Он же утвердил, точнее – «переутвердил» ещё один динамический канон – контрапост. Так называется изображение человеческой фигуры, при котором составляющие его тела расположены друг к другу в противоположных направлениях. Вся фигура в результате находится в напряжённом равновесии. Контрапост был разработан в Древней Греции в эпоху ранней классики и восторжествовал в античном искусстве как один из обязательных элементов красоты, но с распространением христианства был позабыт на очень долгое время. Один из первых образцов «возрождённого» контрапоста – «Давид», созданный гением Микеланджело.
Статуя «Давид» Микеланджело
Давид – древнееврейский царь и герой, который, по библейской мифологии, сражался с чудовищем Голиафом, которого одолел с помощью пращи. Микеланджело был не первым, кто воплотил образ Давида в скульптуре, до него это сделали, в частности, такие знаменитые мастера, как Вероккьо и Донателло. Однако предшествующие скульпторы изображали Давида в минуту торжества после победы над Голиафом. А пятиметровая статуя Микеланджело изображает древнеизраильского героя в ином ключе – перед битвой.
Такой сюжет определил образ героя: он стоит в естественной позе, держа за спиной заряженную пращу; выражение лица его спокойное, но мускулы напряжены, а поза свидетельствует, что скоро начнётся битва. Для большей выразительности Микеланджело даже нарушил пропорции тела, что особенно заметно в верхней части статуи. «Кривые» пропорции в наше время изучали специалисты по анатомии, один из которых даже вычислил, что у «Давида» не хватает одной мышцы между правой лопаткой и позвоночником.
Статуя Давида начала создаваться из огромной глыбы каррарского мрамора, специально привезённой во Флоренцию, ещё в середине XV века. Её автором выступил Агостино ди Дуччо, подмастерье Донателло; сам Донателло перед этим изваял своего «Давида». Однако после смерти Донателло Агостино забросил свой проект, едва начав обтёсывать ноги. За скульптуру взялся было другой мастер, но тоже отказался. Бесформенная фигура, прозванная флорентийцами Гигантом, много лет уныло стояла на площади, неизбежно оседая под влиянием осадков.
Но впоследствии изготовление статуи решили возобновить, и на сей раз эту работу поручили молодому и амбициозному Микеланджело. Кураторы собора Санта-Мария-дель-Фьоре, перед которым стояла скульптура, предварительно проконсультировались с Леонардо и другими мастерами и знатоками искусства, которые признали мраморную глыбу годной для продолжения работы.
В 1504 году статуя была почти готова, и жители Флоренции стали обсуждать, где она должна быть размещена. Лишь немногие желали, чтобы она оставалась возле собора. Остальные, включая Леонардо и вышеназванного Сангалло (который вместе с Микеланджело обследовал найденный «Лаокоон»), ясно увидели гражданский посыл произведения и настаивали на переносе статуи. Она была перенесена в лоджию Ланци, где заседал городской совет, а затем в Палаццо Веккьо, сменив там бронзовую композицию «Юдифь и Олоферн» Донателло. Обе этих скульптуры были признаны символом республики и борьбы Флоренции за свободу.
«Пьета»
В переводе с итальянского – «жалость». Так в католическом мире называется изображение богородицы, оплакивающей мёртвого Христа. От подобного канонического типа – «Оплакивания» – пьета отличается отсутствием второстепенных персонажей, а также тем, что сцена не является повествовательной.
- «Пьета» Микеланджело – один из первых в мире опытов скульптурного изображения мёртвого тела.
- Современников поражали слитность и единство всей композиции, сочетающиеся с ярким противопоставлением горизонтального и вертикального, мёртвого и живого, нагого и облачённого, мужского и женского, что вносит в сюжет элемент напряжённости.
- «Пьета» считается произведением, обозначившим водораздел между искусством «кватроченто» и «высоким Возрождением».
Микеланджело переосмыслил средневековый религиозный сюжет в гуманистическом духе: дева Мария здесь представлена совсем юной девушкой, скорбящей о потере самого близкого ей человека. Это произведение – одно из самых проработанных и законченных творений Микеланджело, превосходящее большинство других его работ.
В 1972 году скульптура подверглась нападению австралийского геолога венгерского происхождения по имени Ласло Тот. Он взобрался со скальным молотом на статую и стал кричать, что он Христос. Статую удалось реставрировать, и с тех пор она защищена пуленепробиваемым стеклом.