— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Микеланджело Буонарроти: картины и фрески

14.02.2014

Микеланджело Буонарроти: картины и фрески

Взгляните на одни из самых известных творений Микеланджело Буонарроти – картины и фрески, а затем попробуйте сказать, что больше всего ненавидел Микеланджело? Оказывается, меньше всего на свете он любил… рисовать. Микеланджело был, конечно, разносторонним человеком, и сам он отлично это понимал; однако он всегда называл себя архитектором, скульптором, поэтом и мыслителем, но никак не художником.

По словам Микеланджело, создавать живописные произведения нет никакой нужды, это пустая трата времени. Пейзажам и натюрмортам он отводил роль женских утех. Многие из созданных им живописных произведений сам Микеланджело, очевидно, считал недостаточно совершенными, чем и объясняют его эксцентричный поступок незадолго до смерти: великий гений сжёг большую часть своих рисунков и набросков, не желая, чтобы эта сторона его творчества доставалась потомкам. Между тем его живописные и графические работы продолжают находить в самых разных местах; одна из последних была обнаружена недавно в одном нью-йоркском музее.

Однако по разным причинам Микеланджело пришлось иметь дело с написанием картин и фресок, и эти работы он, как всегда, выполнил гениально. При этом о живописи Микеланджело говорил, что она должна подчиняться скульптуре как искусству более совершенному. К своей живописи художник подходил точно так же, как и к своей скульптуре, из-за чего его фрески и картины приобрели такое своеобразие.

  • В первую очередь это касается пластичности и объёмности изображаемых фигур. Картины Микеланджело как будто списаны со скульптур. Микеланджело любил сложные позы, большое нагромождение персонажей, насыщенные сюжетные коллизии. Персонажи будто бы вылеплены из мрамора. В ряде случаев он использует эффект «канджианте», при котором кожа персонажей имеет прямо-таки визуальное сходство с мрамором. Это хорошо видно на его тондо (картине на круглой деревянной доске) «Мадонна Дони». Сложные извивы человеческой плоти на его картинах напоминают статую «Лаокоон и его сыновья», найденную в начале XVI века и изучить которую папа римский поручил Микеланджело.
  • Особое внимание Микеланджело уделяет изображению обнажённых или полуобнажённых тел, которые, по идее, должны интересовать скульптора. Если же на героях картин надеты какие-то одежды, то они не скрывают форму человеческой фигуры, а лишь подчёркивают её; складки на одеждах персонажей тоже выполнены «скульптурно». Фигуры в живописных произведениях Микеланджело весьма объёмны и тяжелы. Впоследствии этим приёмом воспользуется Рафаэль, отобразив сверхъестественность сцены в «Сикстинской Мадонне»: тяжёлая, плотная фигура богоматери с не менее тяжёлым младенцем на руках необычайно легко шествует по облаку. Некоторые исследователи повышенное внимание к обнажённым мужским телам на картинах и фресках объясняли гомосексуальными фантазиями Микеланджело. Эта сторона личной жизни мастера известна, но не следует сводить к ней всё его творчество: обнажённое тело его интересовало в первую очередь с профессиональной, скульптурной точки зрения.
  • Монументальность большинства его живописных работ. Рисунки, картоны, наброски Микеланджело мало известны, к тому же он, как уже было сказано, многие из них уничтожил. Потолок Сикстинской капеллы красочно и «достоверно» иллюстрирует всю мифологическую историю человечества, начиная от «сотворения мира» и кончая опьянением Ноя, спасшегося после потопа. Таким образом, живопись у Микеланджело имела тесную связь не только со скульптурой, но и с архитектурой. И при этом великий мастер, несмотря на своё пренебрежительное отношение к живописи, не опускал её в своих работах до уровня «декора», а выполнял их со всей гениальностью и широтой души.
  • При всей монументальности своих «каменных полотен» – фресок Микеланджело, как и в случае со своими гигантскими скульптурами, работал почти в полном одиночестве, в целом не пользуясь услугами помощников и подмастерьев. Здесь также сказалась превосходная зрительная память, позволявшая ему при контакте с небольшой частью будущего изображения ментально представлять его в готовом виде.

Первая «Пьета» Микеланджело

Микеланджело Буонарроти: картины и фрески

Под названием «Пьета» обычно понимается известное творение Микеланджело, созданное в 1499 году. В это время ему было всего 24 года. Но это произведение молодого скульптора считается переломным моментом, сменившим эстетику «кватроченто» (раннее Возрождение) на эстетику Высокого Возрождения. Религиозный сюжет переосмыслен Микеланджело в гуманистическом духе: так, Дева Мария представлена совсем молодой матерью, оплакивающей смерть родного сына (несмотря на то, что сыну, согласно «священному писанию», было 33 года).

В дальнейшем Микеланджело создаст ещё несколько скульптур на эту тему, но только эта первая «Пьета» стала всемирно известной.

С этой скульптурой связана и легенда, изложенная в сочинении Вазари. Дело в том, что это единственная работа, которую мастер подписал. Как пишет Вазари, это произошло во время первого выставления скульптуры на публике. Микеланджело услышал разговоры в толпе, которые приписывали авторство «Пьеты» другому мастеру (понятное дело: никто не мог предположить, что столь совершенное и вместе с тем новаторское произведение выполнил 24-летний юноша). Тогда мастер начертал на скульптуре: «Эту работу выполнил молодой мастер Микеланджело Буонарроти». А впоследствии Микеланджело очень сожалел об этом своём поступке, поэтому больше не решался подписывать свои работы.

Разочарование в идеалах

Микеланджело фактически являлся одним из создателей эстетики Высокого Возрождения, а значит – вождём гуманистического движения. Однако под конец жизни мастер ощутил кризис этого идейного направления. Одно из свидетельств разочарования в ренессансных идеалах – фреска «Страшный суд». На ней вечно юный, прекрасный, безбородый Христос одним карающим движением обрекает миллионы людей на мучения и смерть. Восхождение праведников в рай на фреске тоже присутствует, однако основное внимание художника сосредоточено именно на приговоре грешникам.

Но есть мнение, что разочарование Микеланджело имело вполне конкретную причину: Флоренция ввязалась в войну, которая угрожала потерей независимости и величия республики. Подобные настроения передают и произведения других мастеров этого времени.

Тем не менее, до конца жизни Микеланджело продолжал творить. Правда, последние тридцать лет он отошёл от живописи и скульптуры и всё основное время посвящал архитектуре и поэзии.

Видео: Микеланджело Буонарроти: жизнь и творчество

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
Как выбрать авторскую картину
Как выбрать авторскую картину

Наличие картин художника в значимых музеях и победа на различных художественных конкурсах, участие в выставках

Для чего нужно знать свою родословную
Для чего нужно знать свою родословную

У каждой семьи есть своя история и на ее страницах встречаются совершенно невероятные вещи и

Происхождение абстрактного искусства
Происхождение абстрактного искусства

Вам может не нравиться абстрактное искусство, но вы не можете игнорировать тот факт, что этот


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика