Вместе с другими богатейшими и значительными музеями мира, Эрмитаж, обладая редчайшей коллекцией исключительно высокого уровня, являет собой величие искусства в его общечеловеческом масштабе. Любуясь роскошными залами Эрмитажа и его самобытной экспозицией шедевров живописи и скульптуры, знакомясь с археологическими находками и нумизматической сокровищницей музея, посетители не оставляют без внимания находящиеся здесь предметы прикладного искусства. Среди уникальных художественных вещей выделяются часовые механизмы русского изобретателя-самородка И.П. Кулибина (1735–1818). В одном из залов Малого Эрмитажа выставлен один из центральных экспонатов — часы «Павлин». Его автор английский механик Джеймс Кокс. Шедевр сохранен с 18 века, благодаря восстановлению его Кулибиным.
Много лет посвятил чудо-механик изучению и конструированию «времясчислительных снарядов», — как говорили в далекие времена. Одно из необыкновенных созданий мастера — карманные, имеющие золотое обрамление, часы в форме пасхального яйца показывали время и представляли действо на сюжет из Евангелия. Кулибин воссоздал повествование о женах-мироносицах, принесших миро (благовонное масло) и узнавших о Воскресении Христа. Маленькие дверцы часов открывались, и присутствующие могли видеть внутри фигурки воинов, которые стояли на страже у пещеры, где было оставлено тело Иисуса Христа.
Затем появлялся миниатюрный ангел, перед которым падали ниц устрашенные воины, и отодвигался камень, закрывающий вход в пещеру. Следующей сценой было появление жен-мироносиц, раздавался торжественный звон колоколов и звуки курантов, играющих мелодию пасхальной молитвы «Христос Воскресе» (трижды), крошечные дверцы закрывались. Через час все повторялось вновь. Когда наступал полдень, дивные часы исполняли величественный гимн, посвященный императрице, автором которого был сам Кулибин. В определенное время часы воспроизводили мелодию еще одного духовного песнопения: «Воскрес Иисус от гроба». Приводя в действие особые стрелки, возможно было в любой момент увидеть начавшееся представление необыкновенного театра.
Сложнейший механизм потребовал 3-х лет работы и создания более 400 тщательно обработанных деталей. Гениальный изобретатель подарил свое детище императрице Екатерине II, после чего ему было милостиво предложено занять место главы столичных механических мастерских, принадлежащих Академии наук.