— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Санкт-Петербург: Эрмитаж и история музея

30.05.2014

Санкт Петербург: Эрмитаж и  история музея

Всемирно известный Эрмитаж (Санкт-Петербург) в российской северной столице является четвёртым по величине музеем в мире, уступая только Лувру, нью-йоркскому Метрополитену (в смысле музею) и лондонской Национальной галерее.

Для россиян петербургский Эрмитаж особенно важен из того соображения, что здесь имеются единственные в России творения Леонардо да Винчи и Рафаэля, «Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Громадный по своим размерам и экспозиции (более 3 миллионов экспонатов), Эрмитаж славится тем, что в него не так просто попасть, как, скажем, в Лувр: приобретать билет и становиться в очередь следует заранее.

А когда попадаешь в музей, можешь реально ощутить бессмысленность задумки, праздно шатаясь из зала в зал – экспонатов уж очень много. Подсчитано, что если осматривать каждый экспонат Эрмитажа в течение одной минуты, то на полный обход музея потребуется 8 лет без обеда и сна. Из-за этого Эрмитаж рекомендуется посещать с опытным гидом или самостоятельно составить программу посещения, наметив то, что собираетесь посмотреть.

Зимний дворец, средоточие Эрмитажа и самое большое из его пяти зданий, выстроен Ф. Б. Растрелли в стиле русского барокко. Зимний – типичное творение знатного российского итальянца: монументальное здание всё испещрено колоннами, пилястрами, масками людей и животных, и все эти детали играют чисто декоративную роль. А вот у скульптур на крыше Зимнего поистине великая миссия: дело в том, что архитектору очень не понравились печные трубы, выступающие над крышей дворца, и он распорядился таким оригинальным способом их замаскировать.

На различных живописных изображениях и фото Эрмитаж представлен обычно Зимним дворцом, который один становится объектом всей картины или снимка.

Что творилось в Малом Эрмитаже изначально?

Слово «Эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения, келья». Первоначально так называлась небольшая «пристройка» к императорскому дворцу, известная сегодня как Малый Эрмитаж. Сюда Екатерина размещала свои коллекции картин, приобретённые ею у частных лиц; это собрание и составило первоначальную основу музея, а все остальные здания Эрмитажа были построены позже, когда живописное богатство императрицы разрослось.

Но слово «эрмитаж» в XVIII веке означало не просто уединённую келью. Это был сложившийся тип здания, состоящего из двух этажей. На втором этаже располагалась трапезная, вход в которую разрешался только для императорской семьи и специально приглашённых гостей. В эту трапезную не имели права заходить даже официанты и повара. Двери кабинета затворялись.

Все собравшиеся писали названия желаемых блюд на бумажках и оставляли их в тарелках, а затем… стол-лифт опускался на первый этаж с помощью специального механизма. На первом этаже находилась кухня, в которой повара готовили заказы и размещали их на столе, после чего он поднимался обратно. Такой стол-лифт можно увидеть в советском фильме «Гардемарины, вперёд!», и, наверно, только там: стол трапезной Малого Эрмитажа до наших дней не сохранился. В такой столовой собравшиеся могли тайно обсудить важные государственные дела, для чего, собственно, она и была предназначена. Для этого избранного кружка и предназначались картины, собираемые Екатериной в её «уединённой келье».

Особенности экспозиции. Картины Эрмитажа

Санкт Петербург: Эрмитаж и  история музеяАристократические вкусы Екатерины и всех остальных императорских особ определили, каким должен быть главный российский музей. В основном императрица и её преемники собирали творения флорентийских авторов «Высокого Возрождения», «малых голландцев», Рубенса и художников его круга, французских представителей классицизма и рококо. Эти произведения собраны в Эрмитаже в галерее «Старых мастеров». Отвергались старонидерландские и итальянские «примитивы», немецкая, английская и испанская живопись, отчего произведения многих авторов, признанных сегодня классиками и важными фигурами в развитии живописи того же периода, в Эрмитаже отсутствуют.

Позднее, при Павле и Николае I, Эрмитаж начинает приобретать не только коллекции, но и отдельные полотна. Николай же преобразует Эрмитаж в общенародный музей. Наверное, под влиянием практики Лувра Эрмитаж приобретает значение как «универсальный» музей, и в него начинают поступать предметы роскоши и археологические находки.

Интересная особенность:

  • Эрмитаж сыграл значительную роль в «развенчании» так называемых леонардесок. Так назывались полотна, долгое время приписываемые Леонардо.
  • Российские императоры восхищались творчеством итальянского гения и старались приобрести все его творения, которых на ту пору было необычайно много.
  • Однако во второй половине XIX века в музее были проведены исследования, результатом которых оказался холодный вердикт учёных: большинство этих картин принадлежат последователям и подражателям Леонардо.

Поначалу исследователи охарактеризовали эти картины как подделки. Но более позднее изучение открыло неожиданные грани личности Леонардо: оказывается, он сам провоцировал своих учеников на создание этих картин – принимал непосредственное участие в написании, присылал трафареты и т. д. Только некоторые из полотен написаны, так сказать, без ведома Леонардо. О его учениках известно, что они подражали даже его поведению в жизни, как бы распространяя его влияние повсюду.

Николай I выкупил «Флору», приписываемую Леонардо, у голландского короля за огромные средства. Но исследования показали, что на самом деле это работа Франческо Мельци – одного из самых любимых учеников Леонардо.

Эрмитажный театр

Как многие знают, Екатерина очень любила театр. И до того сильно, что сама писала пьесы. Были люди, которые ими восхищались, но независимые критики отзывались о них не особо хорошо. Специально для театральных увлечений императрицы архитектор Кваренги построил здание в классицистском стиле. Этот театр стали именовать Эрмитажным, так как он входит в единый ансамбль со зданиями Эрмитажа (и стоит рядом с картинной галереей). В наше время театр сохраняет свою прямую функцию, разве что пьес на все руки талантливой Екатерины в нём практически не ставят.

Видео: Эрмитаж. Видео-экскурсия

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
ЭДУАР ВЮЙЯР
ЭДУАР ВЮЙЯР

ВЮЙЯР, (ЖАН) ЭДУАР (Vuillard, Jean-Edouard) Французский художник родился 11 ноября 1868 года в местечке Кюизо

Как картина облагораживает пространство
Как картина облагораживает пространство

Искусство во всех его проявлениях представляет собой необходимую сферу жизненного цикла, способную открыть перед человеком

Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика