— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Живопись в Украине ХХ века: История развития

13.02.2014

Живопись в Украине ХХ века:  История развития

В начале ХХ века украинская живопись развивалась в тех направлениях, которые стали основополагающими в Европе. Украина в то время являлась частью Российской Империи, поэтому «украинские» художники воспринимались как «русские». Такая традиция сложилась, впрочем, гораздо раньше. Величайший русский живописец XIX века Илья Репин был выходцем из Харьковской губернии, а в своём творчестве отражал и украинскую историю, и пейзажи Украины. Живопись в Украине ХХ века, таким образом, развивалась и в русле русского классического искусства.

О том, что из себя представляла украинская живопись XIX века, подготовившая почву для века последующего, можно судить по творческой биографии С. И. Васильковского – украинского пейзажиста и портретиста, умершего в революционный 1917 год. Происходил он из настоящего казацкого рода, дед его был чумаком – казачьим торговцем.

Отец же его служил писарем, и его каллиграфическое мастерство, как считают, было первым впечатлением Васильковского, подтолкнувшим его к занятию живописью. Васильковский обучался в Петербургской Императорской Академии Художеств, где знакомится со многими русскими художниками, настоящими (своими учителями) и будущими.

На раннем этапе он начинает создавать пейзажные произведения, путешествуя по родной Украине. При этом он знакомится с произведениями Гоголя, Котляревского и Тараса Шевченко, которые его очень впечатлили. А в 1886 году предпринимает путешествие по Европе, где знакомится с европейским искусством.

По совету художников Орловского и Похитонова, живших тогда в Париже, он совершенствует своё мастерство, а свои работы выставляет в Парижском Салоне – одной из самых престижных мировых выставок. В последующие годы Васильковский выставляет свои работы как в городах России, так и Украины (Харьков, Киев).

Такова была живопись XIX века в Украине, которую можно охарактеризовать как русскую художественную мысль, изучающую природу и историю Украины. В этом направлении работали И. Труш, Орловский, К. Костанди и другие русско-украинские мастера живописи. В ХХ веке традицию старших художников-реалистов продолжали М. Дерегус, О. Довгаль и другие.

Украинский авангард

Однако живопись в Украине ХХ века осваивала европейские авангардные течения, которые давали мастерам богатую пищу для размышлений и творчества.

  • Начнём с того, что выходцем с Украины был Казимир Малевич – пожалуй, самый известный художник российского авангарда. Его творчество современные эксперты называют довольно слабым, а его ставшие знаменитыми «полотна» – голым эпатажем. Так-то оно так, но при этом своим «квадратам» Малевич давал весьма пространное толкование. Так, о «Красном квадрате» он говорил, что это «живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Квадрат в супрематизме, который Малевич продвигал в своём творчестве, трактуется как изображение наиболее чистого бытия, свободного от материи и от каких-либо ассоциаций.
  • Наиболее видным представителем украинского авангарда считается А. К. Богомазов. Он представил своё понимание авангардного искусства, о чём написал несколько трактатов. В трактате «Живопись и элементы» он рассуждал о взаимодействии основных элементов изображения друг с другом и о взаимодействии Художника, Картины и Зрителя». При этом в собственном творчестве Богомазов ориентируется на кубофутуризм, а позднее на спектрализм. Большинство работ Богомазова, независимо от направления, отличаются необычным и в определённой мере «детским», наивным использованием красок. Интересен его «Портрет дочери», в котором он предпринимает попытку изобразить человека в движении.
  • Футуристические произведения Богомазова напоминают работы Малевича и Кандинского. При этом их отличает, на наш взгляд, несколько более разнообразное использование геометрических элементов и большая осмысленность композиции. Такова «Правка пил» – картина, созданная в 1927 году. Цветовая гамма здесь представляет собой уже не просто нагромождение ярких красок, а создаёт ощущение некой фантастической реальности. На этом этапе Богомазов строит в своих картинах чёткую иерархию цветов при большом разнообразии оттенков; и многие из картин выдержаны в сине-фиолетовых тонах. В этом можно видеть отражение некоего ожидания, с которым воспринималось обществом всё новое, что приносил начавшийся ХХ век.

При этом Богомазов создавал и абстрактные произведения в том же кубофутуристическом духе.

«Расстрелянное возрождение»

Живопись в Украине ХХ века:  История развития

В украинском искусствоведении так называют поколение художников, писателей, музыкантов и других работников искусства 1920 – 1930-х годов, которые, будучи настоящими мастерами, были расстреляны в ходе сталинских репрессий. Одним из представителей «Расстрелянного возрождения» является Михаил Бойчук – художник-монументалист, возродивший в новом свете искусство фрески. Настенными картинами расписывал Бойчук театры, санатории, учебные заведения и даже казармы.

Интерес к фрескам у Бойчука не случаен: в молодости он заинтересовался русским церковным искусством, в том числе иконописью и книжной миниатюрой, а с 1910 года работал реставратором в Национальном музее. Впервые Бойчук занялся созданием фресок именно в эти годы, принимая заказы на роспись строящихся церквей.

Расстрелян же Бойчук был по обвинению в «буржуазном национализме», а также по подозрению в контрреволюционной деятельности, поводом для которого стал обычный выезд художника в Европу.

Расстреляны были и его ученики, в частности, Иван Падалка. Ему вменили участие в национал-фашистской организации. Настоящей причиной для уничтожения художника, как считают искусствоведы, было стремление к созданию самобытного украинского стиля, при том что содержание его работ в ту эпоху было вполне в духе «социалистического реализма». Это были, в частности, декоративные тарелки «Я пролетарий Мамай, берегись меня, буржуй!», тарелки с портретом Ленина, гравюра на дереве «Днепрострой» и др.

Видео: Традиционная живопись Украины. Коллекция Мацегоры

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
ЭДУАР ВЮЙЯР
ЭДУАР ВЮЙЯР

ВЮЙЯР, (ЖАН) ЭДУАР (Vuillard, Jean-Edouard) Французский художник родился 11 ноября 1868 года в местечке Кюизо

Как картина облагораживает пространство
Как картина облагораживает пространство

Искусство во всех его проявлениях представляет собой необходимую сферу жизненного цикла, способную открыть перед человеком

Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика