Как и для всего средневекового русского искусства, памятники культуры Украины представляют собой в первую очередь архитектурные сооружения – храмы, соборы, иногда крепостные стены. Светских построек гораздо меньше. Никакой средневековый украинский город не обходился без княжеского замка, стоящего, как правило, в стороне. Замков было довольно много, но практически все они строились из дерева и поэтому до нашего времени не дошли.
В меньшей степени представлено изобразительное искусство средневековой Украины, однако тоже достаточно обильно; и здесь мы имеем дело с реалистичными светскими портретами «патрициев», князей, дворян и духовных лиц. В ещё меньшей степени представлена скульптура, однако, что и отличает Украину от Московского государства, здесь скульптура была задействована охотно. Скульптурные портреты состоятельных украинцев изготавливались местными и европейскими мастерами для саркофагов. В церковном интерьере активно использовался скульптурный рельеф.
Сретенский костёл Босых Кармелиток
Приход «настоящего» европейского барокко на территорию Украины начался, конечно же, во Львове. Этот самый «западный» древнерусский город в XVII веке принадлежал уже Речи Посполитой, и польская аристократия застраивала город в соответствии со своими вкусами. При этом в застройке сказалась указанная выше географическая удалённость от Западной Европы: львовские архитекторы нередко копировали европейские барочные образцы. Таков костёл Кармелиток Босых, построенный в 1642 – 44 годах по образцу римской церкви Санта-Сусанна, автором которой выступил знаменитый Карло Мадерна. Львовский костёл почти полностью повторяет формы своего римского «прародителя», особенно в фасаде. Фасад украшен декоративными вазами и скульптурными человеческими фигурами.
Правда, таких памятников настоящей барочной архитектуры на Украине и в Польше относительно немного: шляхта предпочитала архитектуру иного рода – более упрощённую, мрачную и суровую, с обилием готических и даже романских элементов; этот стиль именуют «сарматским барокко». Но и в данных стилевых рамках поляки не гнушались копировать европейские образцы. Поэтому памятник «самобытного» архитектурного стиля «сарматское барокко», Фарный костёл в белорусском Несвиже, построен по образцу итальянской церкви Иль-Джезу.
Но постепенно талантливые мастера начали отходить от слепого копирования европейских образцов и стали создавать вполне оригинальные произведения в рамках тех же разновидностей барокко и раннего ренессанса.
Продолжение древнерусской традиции
В раннюю эпоху украинского зодчества мастера следовали сложившимся принципам древнерусского зодчества. В этот период происходит в большей степени восстановление старых храмов, чем постройка новых. Однако «продолжение» древнерусских традиций одновременно было и их преодолением, даже когда зодчие восстанавливали очень древнюю постройку времён Киевской Руси.
- Эти церкви приобрели особую грушевидную форму купола, когда на один свод накладывался ещё один барабан с собственным куполом, а на него – ещё один. Такая форма позднее станет отличительной чертой украинского зодчества, а в России храмы, возведённые в таком стиле, смело выдают украинского архитектора, даже если его имя остаётся неизвестным.
- Во многих церквях и монастырях на Украине появились отдельно стоящие колокольни. Этот элемент в древнерусскую эпоху употреблялся мало, звонница обычно располагалась на крыше церкви. Популяризация отдельной колокольни при храме – это, видимо, заимствование с Запада.
- Ряд монастырей приобрёл ограду чисто декоративного назначения. Это уже в своём роде влияние барочной культуры, для которой весьма характерно использование «боевых» и охранных элементов конструкции в сугубо декоративной функции.
- Древнерусские архитектурные каноны подразумевали классическую формулу «крестовокупольного, трёхапсидного, пятиглавого, четырёх- или шестистолпного храма». Этой формуле и следовали ранние украинские мастера, однако часто к ней делались разнообразные дополнения: фланкирующие башни на фасаде, «польский» барочный декор и т. д. Украинские искусствоведы для этого стилевого ответвления ввели особое название – «мазепинское барокко»: большинство таких церквей было построено на средства и по личному заказу гетмана Мазепы.В любом случае в истории искусства Украины наметился определённый прогресс. Таков Троицкий собор в Чернигове (1679 – 1695 г.). Барочные традиции отразились здесь и в интерьере: на входе собора был нарисован портрет самого Мазепы, представленного в образе Иоанна Предтечи. Архитектором этого собора выступил известный литовский мастер Иоганн-Баптист Зауэр. Изначально внутренности этого внушительного и красивого собора были покрыты росписями на библейские темы, однако почти все они были уничтожены в результате пожара.
- Ещё одна традиционная линия – сельское деревянное зодчество, от которого позднее украинское барокко позаимствовало определённые элементы. Казачьи деревянные храмы строились «всем миром», а не по заказу государственной элиты, поэтому народное зодчество не подчинялось вкусам образованных слоёв населения. Из этого архитектурного мира украинское барокко позаимствовало форму постройки в виде креста с ячейками по углам и свободную, динамичную композицию центрального объёма. От зодчества Древней Руси, перекочевавшего в казацкое деревянное зодчество, был взят главный «барочный» элемент – шатёр. Деревянные шатровые храмы строились на Руси с глубокой древности, а затем фряжские архитекторы, приглашённые Василием III, воплотили эту форму в своих каменных церквях. Вольно или невольно архитекторы украинского барокко повторили этот путь.
- Крестово-купольная «основа» украинских каменных храмов приобретала специфическое цветовое решение. Купола окрашивались в зелёный цвет, а фасады – в белый или голубой. Несколько меньше были распространены позолоченные купола.