— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Сюрреализм – картины по стилям и направлениям

05.02.2014

Сюрреализм   картины по стилям и направлениямСюрреализм в нашей стране не особо популярен. И это довольно парадоксально, поскольку это течение в искусстве, скажем так, менее «авангардно», чем разновидности «традиционного» модернизма. Сюрреализм характеризуется смешением сна и реальности, фантастики и правдоподобия. Вместе с тем сюрреализму присуща эпатажность, иногда вытесняющая собственно художественное творчество.

Зачастую сюрреалисты и в жизни были людьми со «странностями», чем отличался и Сальвадор Дали (общепризнанное «божество» мирового сюрреализма), и таких художников считали сумасшедшими, а то и «бесноватыми»; и поэтому у многих людей, не очень образованных, упоминание о сюрреализме вызывает сотрясение поджилок и приступы желчного возмущения – ведь, по их мнению, все сюрреалисты являются сумасшедшими. Они считают, что как таковой сюрреализм – картины больного мировосприятия.

Сюрреализм сложился в 1917 – 1924 годах, и основателем этого направления является Андре Бретон, французский писатель и поэт. Хотя очень скоро на ниве сюрреализма стали господствовать художники, всё равно Бретон оставался ценителем и критиком их работ.

Кстати, Бретон был одним из первых назойливых критиков Сальвадора Дали. Насмехаясь над его творчеством, значительно коммерциализированном, он придумал ему прозвище-анаграмму Avida Dollars, что на не совсем точной латыни означает «алчный до долларов». Шутка прижилась у публики, однако не испортила репутацию знаменитому мастеру. Сам Бретон тоже был не чужд больших гонораров и материального успеха.

«Вероломство образов»

Так называется картина Рене Магритта, бельгийского сюрреалиста. Магритт считается одним из основателей этого направления, но его творчество носит несколько иной характер, чем произведения прочих сюрреалистов. В каждой картине Магритта есть какая-то загадка, какая-то парадоксальная мысль или нестыковка, и это зачастую перекрывает само творчество.

  • Вот та самая картина «Вероломство образов», написанная в 1927 – 1929 году. На всём пространстве полотна изображена обычная курительная трубка, а под ней изящным почерком сделана надпись: «Это не трубка». Как художественное произведение в традиционном смысле эта картина вряд ли имеет какую-либо ценность, а надпись внизу просто истолковывается как чудачество. Но сам художник вложил в это нечто иное: на полотне действительно изображена не трубка как таковая, а её образ. Или ещё проще: мол, то, что вы видите, – это не трубка, а лишь изображение трубки.
  • Вот другое его произведение, созданное в 1951 году: «Перспектива мадам Рекамье». В её основе – картина Жака Луи Давида «Портрет мадам Рекамье» (1800). Но на картине Магритта фигуру женщины заменяет гроб, лежащий на ложе в той же позе, в какой она лежит на оригинальном полотне.
  • На картине «Условия человеческого существования» (1933) Магритт изобразил стену комнаты с полукруглым проёмом, за которым открывается живописный прибрежный пейзаж. В той же комнате находится картина на мольберте, повторяющая фрагмент морского побережья в проёме.
  • На ещё одной картине Магритта изображён всадник на лошади, едущий по лесной чаще, однако перспектива сознательно нарушена: Фрагменты лошади выступают не на свободных участках, а на участках с деревьями, а за открытыми пространствами лошадь «скрывается». Позже это станет популярным приёмом для картин сюрреализма.

Для Магритта сюрреалистическое изображение, таким образом, было не самоцелью, а методом выражения какой-либо важной идеи.

«Загадка Вильгельма Телля»

Сюрреализм   картины по стилям и направлениям

Сальвадор Дали создал эту картину в 1933 году. На ней он изобразил Вильгельма Телля, швейцарского фольклорного и литературного персонажа, в образе Ленина с огромной ягодицей. Внешне произведение тоже выглядело голым эпатажем, как и некоторые картины Магритта. Однако для самого Дали оно было преисполнено глубокой философией.

Вильгельм Телль, стрелявший в яблоко на голове своего сына, справился с этой задачей прекрасно. Дали считал, что в современном мире Телль непременно задел бы стрелой своего сына и убил, став, таким образом, жестоким отцом. На это наслоились личные воспоминания Дали, который конфликтовал с собственным отцом.

Ленина сюрреалисты считали своим вождём, поскольку были в основной своей массе коммунистами. Сальвадор Дали был абсолютно аполитичен; кроме того, он считал, что Ленин и его последователи уничтожили своё детище, изменив настоящему коммунизму.

Все эти размышления воплотились в «Загадке Вильгельма Телля». Однако картина, как водится, была понята буквально и вызвала возмущение в среде сюрреалистов. Некоторые из них даже пытались сжечь произведение. А в творчестве самого Дали эту картину можно понимать как веху, обозначающую начало его разрыва с движением сюрреалистов.

Дадаизм

Дадаизм зародился после Первой мировой войны в Швейцарии, а затем распространился в Германии. Это радикально-сюрреалистское течение, представители которого порывали всякую связь с эстетикой, искусством, отрицали форму и содержание. Выражая полнейшую бессмысленность существования, они разработали соответствующую технику художественного творчества: рисунок составлялся из кусков, сложенных в случайном порядке. Это могли быть нелепые изображения из кусков цветной бумаги, какими были «произведения» Ханса Арпа, а могли быть относительно осмысленные творения, коллажи, составленные из фрагментов реальных изображений (в том числе фотографий).

Немецкие дадаисты связывали своё творчество с политическим протестом. Так, Георг Гросс утверждал, что коллаж позволяет в зрительной форме выразить то, что запрещено цензурой и будет уничтожено, если это будет сказано в «традиционной» форме. В таком сюрреализме фото- и живописные изображения, разбиваясь на куски, создают новую, потайную реальность.

Дадаизм затронул не только изобразительное искусство, но и поэзию. Апологетом такой «рандомной поэзии» является румынский еврей Тристан Тцара, переселившийся во Францию. Тцара предлагал разрезать газету на куски и доставать их из сумки в случайном порядке, чтобы из них получалось стихотворение. Он же является автором самого термина «дадаизм» и создателем известных «Семи манифестов дада» (1916 – 1924). По его словам, «дада» с разных языков переводится по-разному, также и художники-дадаисты могут быть кем угодно, при этом не представляя из себя абсолютно ничего.

Видео: Сюрреализм картины

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
ЭДУАР ВЮЙЯР
ЭДУАР ВЮЙЯР

ВЮЙЯР, (ЖАН) ЭДУАР (Vuillard, Jean-Edouard) Французский художник родился 11 ноября 1868 года в местечке Кюизо

Как картина облагораживает пространство
Как картина облагораживает пространство

Искусство во всех его проявлениях представляет собой необходимую сферу жизненного цикла, способную открыть перед человеком

Код Леонардо да Винчи
Код Леонардо да Винчи

Во сколько столетий рождается такая неординарная личность? Жизнь Леонардо да Винчи загадочна от начала до


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика