Анри Матисс знаменит произведениями, связанными с тематикой танца. Одним из таких произведений стала картина «Парижский танец». Заказ на это полотно Анри получил в 1930 году одного из известнейших коллекционеров того времени — американца А. Барнса. Заказ был сложным — от художника требовалось создать картину, которую можно было разместить в арках под окнами особняка. Заказчик предоставил художнику самому выбирать художественную технику и тему для произведения. В итоге у Матисса получилась картина, по эффектности не уступающая «Танцу» Щукина.
Когда Анри писал «Парижский танец», ему было уже за семьдесят. Впрочем, почтенный возраст не помешал художнику применять смелые и новаторские решения при изготовлении картины. Матисс сумел разработать особую технику декупажа — картина собиралась из отдельных фрагментов подобно огромной мозаике. Сначала лист окрашивался при помощи гуаши, а потом к угольным наброскам прикреплялись вырезанные силуэты людей. На завершающем этапе на холст наносилась краска.
Техника декупажа делает произведения позднего Матисса настоящими шедеврами. Декупаж так нравился Матиссу, что даже будучи прикован к постели, он то и дело брался за листы цветной бумаги и работал ножницами.
Строго говоря, у «Парижского танца» есть сразу три версии. Самый первый вариант представляет собой больше подготовительный этюд и поэтому не является законченной картиной. Вторая версия «Парижского танца» так и ушла бы заказчику, если бы не случился форс-мажор — создавая картину, художник напутал размеры. В итоге Матиссу пришлось писать уже третью версию картины. Третий вариант «Парижского танца» понравился заказчику и благополучно отбыл в США. Матисс решил оставить вторую версию картины — после небольших доделок он за небольшой гешефт отдал ее в парижский Музей современного искусства.
Теперь эта картина по праву является одним из величайших художественных произведений и выставлена в отдельном зале. К сожалению, размеры полотна таковы, что не позволяют перевозить картину для экспонирования в другие страны. Впрочем, российским любителям искусства в этом плане повезло — когда парижский Музей современного искусства закрывался на длительную реконструкцию, картина «Парижский танец» была отправлена на временное экспонирование в российские музеи, где поочередно выставлялась. Сначала полотно было выставлено в Эрмитаже, потом — в музее Пушкина.