Картина «Возвращение блудного сына» описывает рассказанную в Новом Завете притчу о блудном сыне и является одним из достойнейших произведений великого Рембрандта. На полотне изображено окончание притчи, в котором блудный сын вернулся к своему отцу после долгих скитаний. Эта новозаветная притча не давала покоя многим живописцам — Рубенсу, Дюреру, Босху.
«Возвращение блудного сына» является самой большой картиной, написанной Рембрандтом на религиозную тематику. Рассматривая полотно, зритель видит на нем в роли блудного сына уже довольно взрослого мужчину, стоящего на коленях и расположенного спиной к наблюдателю. В картине используется классический прием сдвига композиционного центра вбок — это позволяет более глубоко раскрыть основной замысел художника. Изображая новозаветный сюжет, Рембрандт играет светом и тенью, акцентируя внимание наблюдателя на главных моментах картины.
Склоненная в глубоком раскаянии голова блудного сына побрита наголо — как у каторжанина. Одежда его потрепана временем и грязна. В целом композиция несколько децентрализована как бы постепенно растворяется при переходе от первого плана к второстепенным деталями и персонажам картины. Загадкой остается, что за четыре темных силуэта изобразил художник, помимо трех основных персонажей — блудного сына, отца и старшего сына. Эти четыре силуэта еле просматриваются, расположены на границе света и тени и являют собой одну из загадок картины. По некоторым данным, они изображают остальных родственников блудного сына. Существует и мнение, что картина Рембрандта написана под влиянием гравюры Корнелиса Антониссена, написанной на тему того же сюжета. На гравюре Антониссена также присутствуют второстепенные фигуры, правда, там они подписаны как Любовь, Вера, Надежда, Правда и Покаяние.
Фигура последнего из свидетелей сцены возвращения блудного сына домой также загадочна. Она изображена практически так же четко и акцентировано, как и первостепенные персонажи картины. Четвертый свидетель носит дорожный плащ и держит посох — возможно, он является странником, или даже старшим сыном, описанным в новозаветной истории. Среди искусствоведов существует мнение, что в роли четвертого свидетеля великий художник изобразил самого себя.
Также существует версия, что пара людей в правой части композиции — мужчина и юноша представляет собой тех же отца и сына, но до момента расставания. Согласно этой версии, художник этим как бы объединяет в одной картине сразу два временных промежутка.